|
«АНТИФУТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ» А. ТОФФЛЕР
Критика теорий индустриализма вообще и концепции «постиндустриального
общества» в частности развернулась еще в первой половине 60х гг., когда
открыто апологетическое течение футурологии, выступавшее под этим знаменем,
было преобладающим, «задавало тон», активно атаковало слабые в то время
оппозиционные течения. Среди последних выделялись по значению два, одно из
которых можно условно назвать «реформистским» или «конвергенционистским», а для
другого самым подходящим названием было бы «апокалипсическое», ибо оно на новый
лад толковало старое учение о «конце света». Оба течения едва теплились, да и
то преимущественно в Западной Европе. Никому из наблюдателей того времени и в
голову прийти не могло, что пройдет всего несколько лет, и господствующее
течение потерпит сокрушительное фиаско.
Представители «конвергенционистского» течения, опиравшиеся
преимущественно на теоретические воззрения социалреформистского характера,
сомневались в совместимости социальноэкономических последствий
научнотехнической революции с сохранением капитализма в его современном виде и
выступали за то, чтобы реформировать его, «приспособить» к будущему путем
усиления в нем социалистических начал вплоть до полной «конвергенции» с
социализмом (предполагалось, что и в социализме будут усиливаться
либеральнодемократические начала). Это течение привлекало сторонников критикой
пороков буржуазного строя. Типичное произведение этого направления – книга
западногерманского социалдемократа профессора Ф. Бааде «Соревнование к 2000
году» (1960, рус. пер. 1962).
Кризис «мировой системы социализма» привел к полному исчезновению этого
течения.
Со своей стороны, представители «апокалипсического» течения, опиравшиеся
преимущественно на философию экзистенциализма, тейярдизма или неопозитивизма,
вообще сомневались в совместимости социальных последствий научнотехнической
революции с дальнейшим существованием человечества и расходились только по
вопросу о том, когда и как именно погибнет современная западная цивилизация.
Типичное произведение этого направления – книга западногерманского
философаэкзистенциалиста К. Ясперса «Атомная бомба и будущее человечества»
(1962). Это течение, поначалу даже еще более слабое и еще менее авторитетное,
чем предыдущее, выдвинулось вскоре на первый план, однако претерпело при этом
серьезные изменения.
Как уже говорилось, вплоть до 1970 г. «Год 2000» Кана и Винера продолжал
находиться в центре внимания футурологов. В пылу дебатов мало кто заметил, что
обстановка уже с 1967—1968 гг. начала изменяться и примерно к 1971—1972 гг.
изменилась радикально. На господствующее течение в этот период обрушились три
«антифутурологические волны» такой силы, что его буквально смыло с «переднего
края» футурологии. Плохо пришлось и конвергенционистскому течению,
представители которого были деморализованы и, можно сказать, почти начисто
стушевались.
Начало сдвигу было положено всем памятными политическими кризисами конца
60х годов, молодежными «бунтами» и т.д. Эти кризисы привели в действие
механизмы цепной реакции сложного ряда социальных, политических и
идеологических последствий, в том числе вызвали «антифутурологические»
настроения.
Первая «антифутурологическая волна» была связана с растущей тревогой
мировой общественности по поводу прогрессирующего загрязнения окружающей
природной среды. Она нарастала исподволь, долгие годы, а в конце 60х гг.
обрушилась лавиной. Здесь, видимо, сыграли роль многие факторы: и стремительный
рост масштабов загрязнения у всех на глазах, и те весомые «капли», которые
переполняют чашу терпения людей, и безотрадные прогнозные данные на будущее с
первых же шагов «технологического прогнозирования», которые стали достоянием
гласности, и попытки некоторых политиканов нажить себе политический капитал на
тревоге и недовольстве общественности, и стремление монополий нажить себе на
том же самом уже не только один политический капитал, и попытки правящих кругов
западных стран переключить внимание общественности с политикоэкономических
проблем на экологические, и многое другое.
Как бы то ни было, факт остается фактом: «экологическая волна» конца 60х
– начала 70х гг. взметнулась сотнями книг и тысячами статей в защиту природы,
сделалась предметом страстных дискуссий, предвыборных кампаний и парламентских
распрей. Она была умело использована монополиями в их междоусобной борьбе,
привела к возникновению на Западе специальных правительственных учреждений по
охране природы и решительно подорвала в глазах западной общественности престиж
мажорных прогнозов. Стало «неприличным» говорить о какомто безоблачном
«постиндустриальном обществе», игнорируя общую тревогу насчет того, что станет
с Землей. «Никакой футурологии без экологии» – эти слова, произнесенные на
одной из научных конференций в те годы, можно было бы поставить эпиграфом к
новому этапу эволюции футурологии.
Достаточно сравнить книгу Кана и Винера, допустим, с книгой американского
социолога Р. Фолка «Наша планета в опасности» (1971) – настоящим набатом
тревоги, заглушавшим ликующие фанфары прежних лет, чтобы убедиться в том,
насколько существенно было дискредитировано в глазах мировой общественности
господствовавшее течение.
Вторая «волна» накатилась буквально следом за первой. Начались поиски
«виновника» загрязнения природной среды. Таковым была признана энергетика,
основанная на сжигании невосполнимых ресурсов нефти, газа и угля;
|
|