|
Наиболее значительной из такого рода работ явилась книга Г. Уэллса
«Предвидения о воздействии прогресса механики и науки на человеческую жизнь и
мысль» (1901). Фактический материал и оценки, содержащиеся в этой книге,
разумеется, устарели. Но подход автора к проблемам будущего и уровень изложения
почти не отличаются от аналогичных работ, вышедших на Западе не только в
20—30x, но и в 50х – начале 60х годов XX в. Уэллс, как известно, находился в
те годы и позднее под сильным влиянием идей марксизма. Но на его мировоззрение
оказывали существенное влияние и другие направления утопизма. Поэтому его
выводы социального характера следует отнести к Уэллсу – утопическому социалисту.
Более конкретные выводы научнотехнического характера, принадлежащие
Уэллсуфутурологу, если рассматривать их с высоты наших дней, также
обнаруживают свою несостоятельность в некоторых отношениях. Но нельзя забывать
об условиях, в которых появилась эта книга. Для своего времени она, конечно же,
была выдающимся событием в развитии представлений о будущем.
Традиция «размышлений о будущем» была подхвачена в 20х годах на Западе
множеством ученых и писателей, особенно молодых. Продолжая линию уэллсовских
«Предвидений», молодой английский биолог (будущий член Политбюро Компартии
Великобритании и один из крупнейших биологов мира середины XX в.) Дж. Б.С.
Голдейн, только что окончивший тогда университет, написал брошюру «Дедал, или
Наука и будущее» (1916). Эта брошюра спустя десятилетие, когда разгорелась
дискуссия о принципиальной возможности планирования развития экономики и
культуры, явилась основой серии более чем из ста брошюр по самым различным
перспективным проблемам науки, техники, экономики, культуры, политики,
искусства. Серия выходила в 1925—1930 гг. на нескольких языках под общим
названием «Сегодня и завтра». В ней приняли участие многие деятели науки и
культуры Запада, в том числе ряд молодых исследователей – будущие ученые с
мировыми именами Б. Рассел, Дж. Джине, Б. ЛидделГарт, Дж. Бернал, С.
Радхакришнан и др. Серия вызвала дискуссию в мировой печати и значительно
стимулировала интерес научной общественности к проблемам будущего.
Вместе с тем на Западе стали появляться и фундаментальные монографии о
конкретных перспективах развития науки, техники, экономики и культуры. К числу
наиболее значительных среди них можно отнести труды A.M. Лоу «Будущее» (1925),
«Наука смотрит вперед» (1943), Ф. Джиббса «Послезавтра» (1928), Эрла Биркенхеда
«Мир в 2030 году» (1930) и др.
Разумеется, ранняя футурология Запада не исчерпывалась перечисленными
работами. С «размышлениями о будущем» видные деятели науки и культуры выступали
все чаще и чаще. В 20х и в начале 30х годов поток футурологических работ
нарастал, выражаясь количественно в десятках книг, сотнях брошюр и статей, не
считая бесчисленных фрагментов в работах, посвященных текущим проблемам.
Значительное место в этой литературе продолжал занимать Уэллс («Война и
будущее» (1917), «Труд, благосостояние и счастье человечества» (1932), «Судьба
Гомо сапиенс» (1939), «Новый мировой порядок» (1940), «Разум у своего предела»
(1945). Он во многом предвосхитил футурологические концепции второй половины XX
в.
В начале 30х годов экономический кризис и надвигавшаяся мировая война
отодвинули на задний план проблемы отдаленного будущего и буквально за
несколько лет, к середине 30х годов, свели почти на нет стремительно
возраставший до того поток футурологической литературы. На первый план
постепенно выдвинулись работы о грядущей войне – труды военных теоретиков Дж.
Дуэ, Д. Фуллера, Б. ЛидделГарта и др.
«Размышления о будущем» были характерны не только для западной
общественной мысли 20х годов. В Советском Союзе под прямым или косвенным
влиянием прогнозных разработок, связанных с планом ГОЭЛРО, такого рода
литература также стала стремительно развиваться, причем в ней ясно различимы
зародыши современных идей поискового и нормативного прогнозирования.
Важнейшее по значению место в этой литературе, как это очевидно теперь,
заняла упоминавшаяся уже серия брошюр Циолковского («Исследование мировых
пространств реактивными приборами» (1926) – исправленное и дополненное издание
работ 1903 и 1911 гг., «Монизм вселенной» (1925), «Будущее Земли и
человечества» (1928), «Цели звездоплавания» (1929), «Растение будущего и
животное космоса» (1929) и др.). Эти работы выходили далеко за рамки
научнотехнических аспектов космонавтики и вносили значительный вклад в
развитие представлений о будущем.
Большая группа работ была посвящена перспективным проблемам
градостроительства (работы Л.М. Сабсовича «СССР через 15 лет» (1929), «Города
будущего и организация Социалистического быта» (1929), «Социалистические
города» (1930), а также Н. Мещерякова «О социалистических городах» (1931) и др.
). Десятки брошюр и сотни статей касались перспектив развития энергетики,
материальносырьевой базы промышленности и сельского хозяйства, транспорта и
связи, населения и культуры, других аспектов научнотехнического и социального
прогресса. Появилась и первая обобщающая советская работа по данной
проблематике под редакцией А. Анекштейна и Э. Кольмана – «Жизнь и техника
будущего» (1928).
В конце 1935 г. A.M. Горький выступил с предложением подготовить
многотомное издание, посвященное итогам первых пятилеток. Один из томов должен
был содержать развернутый прогноз развития страны на 20—30 лет вперед. В работе
над томом принимали участие крупные деятели науки, литературы, искусства (А.Н.
Бах, Л.М. Леонов, А.П. Довженко и др.). К сожалению, впоследствии научная и
публицистическая работа в этом направлении на долгие годы почти совершенно
заглохла. Она возобновилась лишь во второй половине 50х годов.
|
|