|
как бы мы ни старались
конкретизировать его, в том же смысле, в каком число людей, имеющих французское
удостоверение личности, является определенной, хотя и неизвестной величиной.
"Французская мелкая буржуазия" - это термин теории, введенный потому, что он
позволяет значимым с причинной точки зрения образом отделить множество людей,
имеющих определенные и отличные от других условия жизни, от членов других
классов.
Отсылка к причинности и, следовательно, к объяснению здесь принципиально
важна. Мы демонстрируем существование объектов либо с помощью наблюдения
(прямого или косвенного), либо с помощью процесса логического вывода, который
иногда называют ретродикцией19 . Здесь доказательство принимает следующую
базисную форму:
1) Произошло, существует В.
2) А, если бы оно существовало, объяснило бы В посредством какого-то уже
известного или правдоподобно предполагаемого механизма М.
3) Насколько нам известно, не существует правдоподобных альтернатив А.
4) Следовательно, А, вероятно, послужило причиной В. Именно так, в
основных чертах, были открыты вирусы. Сначала их существование было
постулировано на основании каузального критерия и лишь затем доказано
посредством наблюдения.
[152]
Я надеюсь, что дальнейшее изложение сделает ясным, почему не стоит
ожидать подобной степени точности в социальных науках. Во-первых, как мы уже
видели, в социальных науках сущности, схватываемые основными понятиями, не
являются наблюдаемыми; эти понятия с необходимостью теоретичны. Однако они
теоретичны еще и в другом, более важном, смысле: схватываемые ими сущности -
это сущности второго порядка. Это те структуры, которые управляют человеческой
деятельностью и, в свою очередь, воспроизводятся действиями людей. В этом
неоспоримый остаток истин социологического индивидуализма: тезис о том, что
конечными объектами изучения в социальных науках являются индивиды и их
действия. Но этот тезис, как будет вскоре показано, нуждается в очень
существенных поправках. Прежде, однако, я должен уточнить, что я подразумеваю
иод реалистским объяснением в социальных науках.
Полезным является различение между реализмом относительно научных теорий
и реализмом относительно сущностей20 . Для первого тезиса наиболее адекватной
является следующая формулировка: теории - это попытки описать и объяснить
реальность, существующую независимо от них, и успешность такой попытки
определяет оценку теории. Если сформулировать это несколько огрубленно:
истинные теории утверждают именно то, что и имеет место на самом деле. Реализм
относительно сущностей просто утверждает, что некоторая вещь (вещи) существует
(-ют). В большинстве случаев оба реализма принимаются одновременно: теории
утверждают или предполагают существование объектов. И наоборот, многие объекты
известны только из одной или нескольких теорий. Часто, однако, ведущую роль
играет один из реализмов. Мы можем быть сильно привержены какой-то теории и все
же сомневаться в существовании предполагаемых ею объектов. Это нередко
случается в физике. Случается и обратная ситуация: мы можем неколебимо верить в
существование некой сущности, но сомневаться в том, как следует описывать ее
природу в теории.
Сейчас я хочу доказать, что сущности, обозначаемые объяснительными
понятиями социальных наук (класс, идеология, эксплуатация, социальная структура
и т.п.) вдвойне относятся к первой категории. Иными словами, термины не имеют
никакого прямого референта вне зависимости от теорий или теории, использующих
эти термины. Усложняющая дело
[153]
особенность социальной теории заключается в том, что она куда более прямо и
тесно связана с обыденными, "народными", основанными на здравом смысле теориями,
чем продвинутое теоретизирование в естественных науках. Как справедливо
подчеркивали социологи, подобные Зиммелю и Шюцу, теоретические конструкты
социальных наук - это конструкты второго порядка, основанные на конструктах,
задействованных в самой социальной жизни. Человеческие особи - это мыслящие
животные; существование взаимоотношений между ними предполагает, что они
обладают какой-то концепцией этих отношений. Даже бихевиористские теории не
столько отрицают это, сколько отметают в сторону, как не имеющее отношения к
делу обстоятельство (ценой невозможности дать согласованное объяснение
использования, к примеру, языка). Понятия социальной теории, таким образом,
теоретичны на двух уровнях: во-первых, подобно понятиям естественных наук, на
уровне научной практики, и, во-вторых, на уровне собственных теорий действующих
относительно того, что они делают.
Различение теоретических и обсервационных терминов, понятий, сущностей и
т.п. служило фетишем эмпиристских философий науки, и в мои намерения не входит
увековечивать этот фетишизм. С точки зрения реалистов, эмпиризм ошибался,
пытаясь найти чистый язык наблюдения и относясь подозрительно ко всем
ненаблюдаемым, "теоретическим" сущностям. Но принятие реалистской философии
науки не подразумевает реализма относительно любой конкретной сущности внутри
науки. И в социальных науках реалистская концепция теории должна принять во
внимание особый способ существования социальных фактов, их онтологическую
зависимость от человеческих действий и от представлений людей о том, как они
действуют. Это означает, что понимание формы жизни должно занять место операций
эксперимента и измерения, делающих досягаемыми для нас те сущности, которые
описывают науки естественные. Вывод здесь таков: реалистская концепция теории в
социальных науках не может о
|
|