|
ествовании никто не сомневается, и их можно даже наблюдать с
помощью электронного микроскопа.
В случае социальных наук одно явное преимущество реализма заключается,
таким образом, в том, что он нс настаивает на универсальности общественных
законов. Все, что нам нужно, это чтобы они репрезентировали
[149]
узнаваемые тенденции. Следующее преимущество заключается в том, что реализм
устанавливает более тесную взаимосвязь между причинностью в природном мире и
человеческой деятельностью. Потому что среди вещей, обладающих возможностями и
наклонностями, есть, разумеется и человеческие существа, решившие использовать
свои возможности определенными способами. С другой стороны, конечно, намного
сложнее точно определить сущности, используемые в социальных объяснениях, и в
этом смысле страх перед сползанием в метафизику здесь куда более обоснован.
Бессознательное Фрейда, например, если оно существует, являет собой
превосходный пример реальной структуры, производящей широкий диапазон
наблюдаемых эффектов: от оговорок через сновидения к неврозам. Но нельзя найти
никакого удовлетворительного способа определить, существует ли оно,
свидетельством чему являются нескончаемые и лишенные всякой логики битвы между
фрейдистами и антифрейдистами.
Позволю себе рассмотреть затронутый вопрос более детально. Как мы только
что видели, реалистское объяснение законов опирается скорее на производящие
механизмы, а не на регулярности. "Ссылка на закон предполагает утверждение о
том, что задействованы некие механизмы, нс говорящие, однако, об условиях, при
которых эти механизмы работают, и, следовательно, о конкретном результате,
имеющем место в каждом частном случае"18 . Иными словами, альтернативная точка
зрения, которая рассматривает постоянную смежность событий как необходимое, или
необходимое и достаточное, условие для формулировки закононодобных суждений,
путает законы с их следствиями - следствиями, имеющими место в довольно
специальных условиях, когда действию закона не препятствуют никакие
противоположные или усложняющие тенденции, то есть когда закон действует в
"закрытой системе". Именно поэтому эксперименты в естественных науках
происходят в форме создания закрытых систем, например, создания вакуума для
устранения эффектов влияния атмосферы на изучаемые процессы.
Закрытые системы, таким образом, позволяют однозначно идентифицировать
специфические причинные механизмы и эффекты их взаимодействия. В результате,
они создают возможность точных предсказаний. Нет нужды обсуждать здесь
подробности, поскольку ясно, что в области общественных паук закрытых систем не
существует. Следовательно, невозможно
[150]
ожидать от этих наук чего-то большего, чем в высшей мере условные и неточные
предсказания относительно изучаемого ими предмета. Это объясняет, почему
социологи смогли извлечь столь мало пользы из ортодоксальной доктрины
закона-объяснения, утверждавшей полную симметрию между объяснением и
предсказанием, причем последняя выводилась из того, что и объяснение, и
предсказание основаны па общем охватывающем законе. Забудем, однако, на время о
предсказаниях, и вглядимся пристальнее в объяснение. Здесь, возможно, полезным
будет анализ взаимоотношений между социальной наукой и метеорологией. Прогнозы
погоды, подобно социальным прогнозам, не вполне надежны. Причина этого
проясняется при проведении различий между закрытыми и открытыми системами:
погодные системы, особенно в областях вроде Британских островов, крайне сложны
и непредсказуемы. Но метеорология основана на совокупности очень изощренных и
точных физических законов, и при всех сложностях с предсказанием, она может
дать исчерпывающе полное и удовлетворительное объяснение картины погоды после
того, как события произошли. Трагедия метеоролога, разумеется, состоит в том,
что такие объяснения не представляют для нас особого интереса.
Однако в случае социальных наук трудно добиться сходной степени
определенности в объяснении или даже просто в идентификации элементов
возможного объяснения. Другими словами, ключевой является не проблема
методологии, а проблема онтологии: социологи не могут достичь согласия
относительно того, из каких сущностей, элементарных объектов состоит социальный
мир и как они соотносятся друг с другом. Естественные науки, конечно, тоже не
имеют абсолютно устоявшегося списка объектов, но в этом случае споры чаще
касаются существования какого-то конкретного объекта, например, "новой"
элементарной частицы. Но даже самые драматичные открытия ядерной физики едва ли
изменят наши объяснения того, что происходит на макроскопическом уровне, скажем,
на уровне химической реакции в пробирке, хотя они могут заставить нас
переформулировать паше объяснение тех физических процессов, которые лежат в
основе химических изменений.
В социальных науках все элементарные объекты в принципе могут быть
оспорены ц любой данный момент времени. Понятие класса - хоронит тому пример.
Одно из самых фундаментальных понятий марксистской и немарксистской социальной
теории некоторыми теоретиками полностью
[151]
отвергается, те же, кто принимают его, определяют само понятие радикально иным
способом. В примере с бессознательным, который обсуждался выше, снова имеют
место внутренние разногласия относительно его природы и проявлений и внешний
диспут о том, существует ли оно вообще.
Урок здесь, как я полагаю, заключается в том, что социальные теоретики
должны, избегать ловушки, обозначенной А.Н.Уайтхедом как "ошибка смещенной
конкретности". Мы очень быстро усваиваем, что социальный класс - например,
французскую мелкую буржуазию, - нельзя наблюдать непосредственно, как, скажем,
школьный класс. И дело здесь не в том, что он слишком велик для прямого
наблюдения. Диапазон этого понятия не задан точно
|
|