|
янно действующих эмоциональных факторов или вечной метафизической мечты.
Марксизм утверждает, что противоречия капитализма вызывают формирование
пролетариата как класса, а пролетариат выполняет задачу, которая является его
исторической миссией. Марксистское видение перспективы, с точки зрения всеобщей
истории, рационально. Оно предполагает, помимо прочего, своего рода
рациональную психологию, согласно которой люди или группы людей действуют в
соответствии со своими интересами. Нечего сказать, поистине весьма оптимистична
психология, предполагающая, будто люди могут быть одновременно и эгоистами, и
ясновидящими! Обычно такого рода толкование человеческого поведения называют
или материалистическим, или циничным. Какая иллюзия! Если бы все группы людей
знали свои интересы и поступали сообразно им, то жизнь обществ была бы
действительно куда проще... Как говорил большой психолог по имени Гитлер, между
различными интересами всегда возможны компромиссы, между мировоззрениями —
никогда.
Парето и некоторым образом Вебер отвечают на это рационалистическое видение
Маркса замечанием, что такого рода социальные процессы, как социалистическое
движение, ни в коей мере не вызваны осознанием групповых интересов и являются
не выполнением исторической миссии, а всего лишь отражением аффективных или
религиозных потребностей, таких же древних, как само человечество.
Макс Вебер свою социологию религий порой называл "эмпирическим опровержением
исторического материализма". Действительно, в ней иногда приводятся
доказательства того, что отношение некоторых групп людей к экономической жизни
могло быть обусловлено религиозными воззрениями. Но обусловленности религиозных
воззрений экономическими позициями не существует, при том что обратное вполне
допустимо.
С точки зрения Парето, если бы поступки людей были логическими, то они
определялись бы стремлением к наживе или власти, а борьба групп могла быть
истолкована сугубо рациональной терминологией. Но, по сути дела, людьми движут
относительно постоянные категории аффективных факторов. История развивается не
по пути, ведущему к завершению, коим стало бы примирение человечества, а
подчиняясь взаимозависимым циклам. Воздействие той или иной группы факторов
образует исторические фазы; и невозможно предвидеть ни конечного результата, ни
момента их завершения.
Вместе с тем и Парето и Вебер признают вклад Маркса в науку. С точки зрения
Паре-то, "социологическая часть труда Маркса с научной точки зрения значительно
выше экономической". Классовая борьба наполняет большую часть вековой
исторической хроники и представляет собой одно из крупнейших явлений всех
известных общественных систем. "Борьба за жизнь или благополучие есть общее для
живых существ явление, и все, что мы об этом знаем, говорит нам о том, что она
является одним из самых мощных факторов сохранения и улучшения расы". Парето
допускает, таким образом, наличие классовой борьбы, подает ей иную, отличную от
марксовой, интерпретацию. С одной стороны, в обществе нет тенденции к
разделению на два, и только на два, класса: на владельцев средств производства
и эксплуатируемую массу, "Классовая борьба осложняется и приобретает
многообразные формы. Мы далеки от простой борьбы двух классов; раскол
усиливается в среде как буржуазии, так и пролетариата". Он подчеркивает, что
социальные и экономические группы многочисленны. С другой стороны, поскольку
Парето исходит из двойственного характера общества, он считает, что последнее
основано на противоречиях между правителями и управляемыми, между элитой и
массой; при этом принадлежность к элите необязательно определяется владением
средствами производства. Поскольку основным противоречием является противоречие
между правящими и управляемыми, то классовая борьба вечна и не может быть
преодолена в обществе с политическим строем без эксплуатации. Если, как полагал
Маркс, источник классовой борьбы — частная собственность на средства
производства, то можно представить себе общество без частной собственности, а
стало быть, и без эксплуатации. Но если первопричина социальных конфликтов —
власть меньшинства над большинством, то социальная неоднородность неизбежна и
надежда на бесклассовое общество — это всего лишь псевдорелигиозный миф. Парето
склонен характеризовать различные классы по их психологии. Элита жестока или
хитра, ее составляют или бойцы, или плутократы; в нее входят спекулянты и
ростовщики; она похожа то на льва, то на лисицу. Все эти формулировки выделяют
скорее психологическую особенность, чем чисто социологическую характеристику
классов, и в частности правящего класса.
Вебер, социальная мысль которого драматична, но не имеет при этом отношения к
миротворчеству, тоже допускал реальность и остроту классовой борьбы и, таким
образом, в определенном смысле принимал марксистское наследие и значение
социологических наблюдений, которые служат отправным моментом
"Коммунистического манифеста". "Тот, кто берет на себя смелость сунуть пальцы в
колеса политического развития своей родины, должен иметь крепкие нервы и не
быть слишком сентиментальным, чтобы заниматься современной политикой. И тот,
кто берется заниматься политикой, прежде всего не должен питать иллюзий и
признать... наличие непременного фактора неизбежного существования на этой
земле вечной борьбы людей против людей". Если бы Вебер не воспользовался с
такой нарочитой резкостью аргументами Парето, то отметил бы, что при режиме,
основанном на ко
|
|