|
теоретического знания вообще становится на протяжении второго и частично
третьего периодов развития социальной психологии ее общей характеристикой. Сама
природа создаваемых в социальной психологии теорий, логика их конструирования
неизбежно приобретают черты тех логико-методологических нормативов, которые
свойственны американской философии XX в. Наконец, соотношение двух разделов,
существующих в «теле» любой науки, а именно теоретического и прикладного знания,
интерпретируется в значительной мере в русле американской традиции.
Как и в истории многих других научных дисциплин, «американизм» проявился в
социальной психологии в том, что иногда обременительный для европейских коллег
груз традиций не отягощал собой деятельность исследователей. Все, с чего
начиналась социальная психология в Европе, — апелляция к психологии больших
групп (народов, масс), «озабоченность» известной философской ориентацией, пусть
ограниченные, но все же попытки как-то отнестись к крупномасштабным социальным
проблемам — все это в значительной степени миновало американских социальных
психологов, оказалось за бортом их научных интересов.
Все сказанное ни в коей мере не означает, что социальная психология США
развивалась вне «социального заказа» или вне каких бы то ни было философских
предпосылок. Напротив, эта научная дисциплина в Америке с самого начала была
ориентирована на прикладное знание, и в качестве такового она прямо и
недвусмысленно связала свою судьбу с интересами таких социальных институтов,
как бизнес, администрация, армия, пропаганда. Эта связь явно прослеживается по
преобладающей проблематике исследований, по выбору объектов, целей и решаемых
задач, по источникам финансирования и того, что называется «поддержкой»
исследований. Подобно тому как это имеет место в развитии других социальных
наук, американская социальная психология довольно открыто демонстрирует свою
крайнюю «заземленность», нацеленность на практические потребности общества.
Однако форма связи науки с общественными проблемами с самых первых ее
шагов становится довольно своеобразной. Все сосредоточено на решении мелких,
локальных, хотя и весьма практических, проблем, и тщательно обходятся более
общие проблемы, касающиеся самой сущности общественного развития. Философские
предпосылки, на которых строится американская социально-психологическая мысль,
весьма удачно способствуют реализации такой позиции. Прагматизм и позитивизм,
традиционные для американской философии течения, в специфическом, подчиненном
особенностям психологического знания виде, превратились в основу большинства
социально-психологических исследований.
Эта специфика развития, заданная с первых шагов существования американской
социальной психологии, обусловливает и тот факт, что в литературе в течение
длительного времени продолжалась дискуссия по, казалось бы, элементарному
вопросу: что означает выражение «современная социальная психология»? Хотя
существует достаточно единодушное признание того факта, что социальная
психология в ее современном виде — детище, или «продукт», XX в., разночтений по
поводу более точных хронологических рамок существует сколько угодно. Повод для
такой дискуссии дает само определение специфики «современности» социальной
психологии. М. Шериф и К. Шериф в своем ставшем классическим руководстве
«Основы социальной психологии» заметили, что, несмотря на то что философы,
политики и поэты веками писали на те же самые «сюжеты», на которые пишут
социальные психологи, между творениями тех и других имеется существенная
разница [Sherif, Sherif, 1948, p. 4].
Эти отличия становятся очевидными, если сформулировать черты современного
социально-психологического исследования. Набор этих черт у разных авторов
несколько варьирует, но в основном он идентичен. Сами Шерифы выделяют следующие
характеристики: 1. Формулирование специальной проблемы, решение которой можно
получить на основе собранных данных и их анализа. 2. Выбор и определение четких
понятий так, чтобы они означали одно и то же для тех, кто развивает и кто
использует их: понятия не могут быть объектом персональной интерпретации каждым
исследователем. 3. Выводы строятся не просто на интуиции, и поэтому методы
сбора данных должны быть также приняты всеми. 4. Обязательное условие —
верификация данных: каждый исследователь должен уметь проверить выводы другого
[ibid., р.5]. Несмотря на элементарность предложенных характеристик (здесь
отражены, по существу, общепринятые в науковедении нормы исследования), они
содержат как минимум два основания для полемики.
Во-первых, означает ли сказанное, что единственным типом
социально-психологического исследования является исследование, обрисованное
выше? Если так, то право на существование могут иметь лишь исследования,
непосредственно представляющие собой «сбор данных» посредством достаточно четко
фиксированных методик (по-видимому, прежде всего экспериментальных) с их
последующей верификацией. Но в этом случае чисто теоретические работы вообще,
очевидно, отлучаются от ранга «исследования». С этой точки зрения современная
социальная психология отличается от предшествующей именно по такому критерию:
«современная» — это экспериментальная социальная психология, «несовременная» —
это неэкспериментальная, прежде всего умозрительная, социальная психология. Эта
мысль четко проведена у М. Шоу и Ф. Костанцо, хотя здесь определяется «научная»
психология: «Под «научной» мы понимаем, что она включает только наблюдения,
сделанные в контролируемых условиях; кабинетные спекуляции не являются
приемлемыми данными в социальной психологии» [Shaw, Costanzo, 1970, p. 3]. В
таком понимании справедливо противопоставление социальной психологии XX в.
первым формам социально-психологического знания, разработанным во второй
половине XIX в. Но при этом же понимании остается открытым вопрос о статусе
современного, т.е. относящегося к XX в., но теоретического исследования,
выполненного вне указанных выше канонов. Таким образом, в невинной формуле
|
|