|
источником научных и реформаторских поисков этого провозвестника социологии.
Вообще вера в прогресс, выступавшая в форме знания о прогрессе, постоянно
вдохновляла предшественников, пионеров и основателей социологии. Без
представления о том, что общество совершенствуется, у них не могла бы
возникнуть мысль о том, что его можно усовершенствовать. А без этой мысли, в
свою очередь, идея исследовать общество и разрабатывать науку о нем показалась
бы им и окружающим бесплодным занятием, в лучшем случае игрой.
Рационалистическая теория прогресса служила для них источником не только
социального, но и познавательного оптимизма, внушая веру в то, что общество
может быть познано рациональными средствами. Эта теория обосновывала
социологическое представление о временно? й связи и преемственности различных
обществ и общественных состояний, причинной обусловленности социальных явлений.
Наконец, через понятие прогресса в социологию на ее доисторической и
раннеисторической фазах внедрялись очень важные для ее будущего идеи историзма,
социальной эволюции, социальной динамики, социального процесса, социального
изменения, социальной инновации и т. п.
Правда, рационалистическая теория прогресса содержала, несомненно, и ряд
изъянов, впоследствии осмысленных в истории социологии. Само понятие прогресса
носит в значительной мере оценочный, нормативный характер, поэтому пионеры
социологической мысли стремились давать ему чисто описательную трактовку,
устраняя из него те значения, которые заставляли думать о большем или меньшем
совершенстве определенных обществ и общественных состояний. Но у них это не
очень хорошо получалось, и оценочный элемент в понятии прогресса продолжал
присутствовать, явно или неявно. Социальная действительность в ХIХ–ХХ вв. не
подтверждала оптимистических ожиданий, заключенных в прогрессистском
мировоззрении. Наконец, понятие прогресса, так же как и понятие социального
закона, содержало в себе изрядную дозу фатализма. Предсказывая будущий “золотой
век” (впрочем, по-разному понимаемый), который согласно закону прогресса
неизбежно наступит, предшественники и пионеры социологии зачастую ощущали себя
не столько учеными, сколько пророками и даже спасителями человечества,
призванными ускорить грядущее, более счастливое, более “прогрессивное”
состояние. Люди в такой интерпретации оказывались не более, чем “орудием”
прогресса.
Неудивительно, что теория общественного прогресса, стимулировавшая
возникновение социологии, довольно рано стала подвергаться разносторонней
критике в той самой науке, которую эта теория в известном смысле породила.
Слово “прогресс” постепенно стало вытесняться из социологического словаря
такими терминами, как “эволюция” (впрочем, этот термин часто оказывался близок
по значению к термину “прогресс”), “изменение”, “процесс” и т. п.
Тем не менее, рационалистическая идея прогресса была важным и необходимым
этапом в становлении социологии. То же самое относится и к более широкой идее
социального закона. Понятие “закон” было основательно дискредитировано в
истории социологии тем, что оно часто трактовалось с позиций натурализма,
наивного и плоского детерминизма и фатализма. Закон стали понимать как
выражение “исторической необходимости”, одной из наиболее распространенных и
опасных философско-исторических и социологических фикций нового и новейшего
времени. Поэтому серьезные социологи в XX в. обычно либо избегают применять
понятие “закон”, либо используют его очень осторожно, подчеркивая его
вероятностный характер, а также ограничивая сферу действия того или иного
“закона” строго определенными пространственно-временными рамками. Стремясь
выразить более или менее устойчивые связи в социальных явлениях и процессах,
современные социологи часто бывают гораздо менее смелыми в претензиях и
выражениях, чем их коллеги в прошлом. В отличие от последних они стремятся не
столько открывать “неизменные естественные законы”, сколько выявлять и
исследовать принципы, зависимости, тенденции, каузальные отношения, типы и т. п.
Тем не менее, идея социального закона имела исключительно важное значение
для возникновения и становления социологии как науки. Ведь согласно этой идее,
социальные явления, так же как и природные, не поддаются произвольному
манипулированию; они достаточно прочны и устойчивы, поэтому управлять ими можно
лишь в ограниченных пределах и только опираясь на них самих; им свойственны
пространственная и временная упорядоченность, доступная рациональному
постижению. Все это означало, что наука о социальных явлениях возможна и
необходима.
4. Идея метода
Представление о социальном законе заключало в себе одновременно
онтологическое и эпистемологическое обоснование зарождавшейся социологии. Но
требовалось еще доказать, что существуют и могут быть найдены способы познания
социальных законов, а также показать, каковы эти способы. Для построения новой
науки необходимо было утвердить ее методологический статус, т. е.
продемонстрировать, что ее познавательные инструменты в принципе соответствуют
тому эталону научной методологии, который сформировался в европейском научном
сообществе XVI–XIX вв.
Этот эталон формировался одновременно с отказом от эталонов научности,
господствовавших ранее. Наука средневековья была целиком воплощена в теологии и
схоластике. Наука гуманистов, образовавших в Европе “республику ученых”
(XIV–XVI вв.), в человеке видела центр и цель бытия; соответственно она
выдвигала на первый план гуманитарное знание и художественную культуру:
словесность, риторику, грамматику, поэзию и т. п.
В противовес теологическому, схоластическому и гуманистическому стандартам
|
|