Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: Лекции по Истории Социологической мысли.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 88
 <<-
 
утверждал, что в отличие от природы, где господствуют неизменные законы, 
повторяемость и круговорот одинаковых явлений, мир людей – это мир изменчивости 
и новизны. Все эпохи связаны между собой цепью причин и следствий; знаки языка 
и письменности дают возможность людям передавать знания от поколения к 
поколению; сокровищница этих знаний постоянно увеличивается благодаря новым 
открытиям. Человеческий род, согласно Тюрго, рассматриваемый с философской 
точки зрения, с момента своего возникновения выступает как бесконечное целое, 
которое, подобно индивиду, пребывает сначала в младенчестве, а затем 
прогрессивно развивается [29,51].
     Скорость прогресса, по Тюрго, зависит в первую очередь от сочетания 
обстоятельств и талантов людей. Последние либо развиваются обстоятельствами, 
либо глушатся и уничтожаются ими: “Приходится признать, что если бы Корнель, 
выросший в деревне, шел за плугом всю свою жизнь, что если бы Расин родился в 
Канаде среди гуронов или в Европе в XI в., то они никогда не могли бы проявить 
своих дарований. Если бы Колумб и Ньютон умерли 15-летними, Америка, может быть,
 была бы открыта лишь на 200 лет позже, и мы не знали бы еще, может быть, 
истинной системы мира. И если бы Вергилий погиб в младенчестве, мы не имели бы 
Вергилия, ибо не было двух Вергилиев” [30, 107].
     Тюрго различал три стадии в культурном прогрессе человечества: религиозную,
 спекулятивную и научную, – предвосхитив этим периодизацию истории Сен-Симоном 
и Контом. Свой общий взгляд на социальный и человеческий прогресс он 
резюмировал таким образом: “Интерес, честолюбие, тщеславие обусловливают 
беспрерывную смену событий на мировой сцене и обильно орошают землю 
человеческой кровью. Но в процессе вызванных ими опустошительных переворотов 
нравы смягчаются, человеческий разум просвещается, изолированные нации 
сближаются, торговля и политика соединяют, наконец, все части земного шара. И 
вся масса человеческого рода, переживая попеременно спокойствие и волнения, 
счастливые времена и годины бедствий, всегда шествует, хотя медленными шагами, 
ко все большему совершенству” [29, 51–52].
     Помимо Тюрго идею общественного прогресса во второй половине XVIII в. 
обосновывали философ Дж. Пристли и историк Э. Гиббон (Англия), швейцарский 
философ, историк и педагог И. Изелин, философы И. Кант, Г. Э. Лессинг, И. Г. 
Гердер (Германия) и др.
     Через всю социальную философию Гегеля проходит идея закономерного 
прогрессивного развития. Понимая историческое развитие как самораскрытие 
“мирового духа”, он доказывал, что смысл истории – это прогресс в сознании 
свободы.
     Наиболее развернутую и законченную форму рационалистическая теория 
прогресса получила в сочинении французского философа, математика и 
политического деятеля Жан-Антуана Кондорсе (1743–1794) “Эскиз исторической 
картины прогресса человеческого разума”, опубликованного после смерти автора 
(1795). Кондорсе исходил из положения о безграничности возможностей 
человеческого разума и способности человека к совершенству. С другой стороны, и 
природа не устанавливает никаких границ для этих безграничных потенций человека,
 реализация которых может остановиться только с прекращением существования 
нашей планеты. Хотя собственная жизнь Кондорсе в период создания “Эскиза” не 
давала оснований для оптимизма (правительство Робеспьера приговорило его к 
смертной казни по обвинению в заговоре, и он покончил жизнь самоубийством в 
тюрьме), вся его теория проникнута оптимистическим мировоззрением, верой в 
бесконечность и необратимость прогресса человечества.
     В истории человечества Кондорсе различает десять последовательно сменяющих 
одна другую эпох, в целом составляющих этапы прогрессивного развития 
человечества. В основе этого развития лежит прогресс разума, который 
реализуется в развитии научных знаний, технических достижениях, хозяйстве, 
политических режимах. Прогресс разума осуществляется в борьбе с различными 
заблуждениями, абстракциями и суевериями.
     Подобно другим предшественникам социологии Кондорсе был убежден в том, что 
в социальном мире, как и в природе, действуют известные и еще не познанные 
общие законы, которые являются “единственным фундаментом веры в естественных 
науках...” [31, 161]. Надежды на будущее состояние человечества он сводил к 
“трем важным положениям: уничтожение неравенства между нациями, прогресс 
равенства между различными классами каждой, наконец, действительное 
совершенствование человека” [там же].
     Идеи Тюрго и Кондорсе нашли непосредственное продолжение у Сен-Симона и 
его школы. Прогресс для Сен-Симона – универсальный закон природы: он управляет 
людьми даже независимо от их воли. Основа общественного прогресса – в разуме, 
воплощенном в научных знаниях, технических достижениях, индустрии и в людях, 
которые осуществляют прогресс в этих областях: ученых, изобретателях, 
“индустриалах”.
     Согласно Сен-Симону, общество в своем прогрессивном развитии переходит от 
военного типа к промышленному. В истории общества происходит прогрессивная 
смена форм труда: от рабства – к крепостничеству, затем – к свободному труду и, 
наконец, – к труду обобществленному. Новое общество и новая мораль, основанные 
на науке, заключают в себе, во-первых, принцип уважения к труду, обязательности 
труда и возможности трудиться каждому; во-вторых, принцип братской любви и 
взаимопомощи. Эти принципы “нового христианства” представляют собой вершину 
общественного прогресса, к которой движется современное человечество. Поэтому 
Сен-Симон оптимистически пророчествовал: “Золотой век, который слепое предание 
относило до сих пор к прошлому, находится впереди нас” [32, 273]. Вера в 
существование социальных законов, и прежде всего закона прогресса, была главным 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 88
 <<-