|
притом a priori, которые впервые делают природу возможной; эмпирические законы
могут существовать и быть открыты только при помощи опыта и именно в согласии с
теми первоначальными законами, лишь благодаря которым становится возможным сам
опыт”, – писал он [там же, 278–279].
Идея законосообразности социального мира, выводимая из его включенности в
мир природы, присутствовала и у таких выдающихся предшественников социологии,
как Вико, Гердер, Кондорсе.
У Сен-Симона, чье творчество воплощает переход от предыстории к истории
социологии, идея социального закона как разновидности естественного выражена
наиболее резко и отчетливо. Он считал, что принципы естественнонаучного
детерминизма должны быть перенесены в сферу социальных наук. Сен-Симон
преклонялся перед гением Ньютона и доказывал, что основной закон, действующий в
социальном мире так же, как и в физическом, – это закон всемирного тяготения: “.
..Из идеи всеобщего тяготения можно вывести более или менее непосредственно
объяснение всех явлений...” [26, 268].
Закон всемирного тяготения положил в основу своей теории и Ш. Фурье,
согласно которому общество должно строиться на принципе “страстного притяжения”.
Не случайно Фурье был прозван “социальным Ньютоном”.
Таким образом, понятие закона, заимствованное естествознанием из
человекознания (религии, морали, права), затем вернулось в область наук о
человеке, но уже в совершенно новом облике – в форме естественнонаучного закона.
Такая интерпретация социального закона означала, что, во-первых, он перешел из
области должного в область сущего, во-вторых, из трансцендентной, потусторонней
сферы он спустился в имманентную, посюстороннюю, а именно в сферу природы.
Вместе с тем, будучи натуралистическим, это истолкование закона означало,
что он по-прежнему выводится не из собственно сферы социальной реальности, а
извне – из царства природы. История социологии начиналась с констатации
“неизменных” и “естественных” законов в обществе, на манер физики или
физиологии. Не случайно поэтому и первые наименования науки об обществе суть
“социальная физика” и “социальная физиология”. Вместе с тем первые шаги новой
науки сопровождались стремлением не только дедуцировать такого рода законы из
сферы природы, но и обнаружить их внутри собственно общества. Поиски
специфической социальной реальности совпадали с поиском специфических,
свойственных ей и только ей, законов.
В XVI–XVIII вв. принципы естественнонаучного детерминизма и
законосообразности распространились на понимание как структуры общества, так и
его развития. На понимание структуры общества большое влияние оказали
достижения тогдашней механики и астрономии. Особенно важное значение в этом
отношении имел, как уже сказано, открытый Ньютоном закон всемирного тяготения.
В это время “человеческое общество рассматривалось как своего рода
астрономическая система человеческих индивидов, связанных социальным
притяжением и отталкиванием” [27, 453]. Связующим началом при этом считались
либо договор, либо естественная, врожденная тенденция к объединению, присущая
человеку как социальному животному.
На трактовки структуры общества повлияли также тогдашние представления о
механизме, а начиная с XVIII и особенно в XIX в. – об организме (впрочем,
понятия механизма, машины, и организма, как отмечалось в предыдущем параграфе,
зачастую рассматривались как тождественные). Эти представления содержали в себе
зародыши таких направлений классической социологии, как механицизм и органицизм,
но вместе с тем в них уже таилось начало будущего понимания общества как
системы.
В предысторический период социологии формировался также принцип
законосообразности социального развития. Этот принцип относится, во-первых, к
самому факту социального развития: признается оно или отрицается; во-вторых, к
критериям этого развития: что считать развитием, а что нет; в-третьих, к оценке
направленности и качества развития: совершенствуется общество или, наоборот,
деградирует.
В известном смысле можно утверждать, что социология выросла из констатации
трех законов, относящихся к социальному развитию: 1) социальное развитие
существует, оно носит постоянный и универсальный характер; 2) в его основе
лежит рост знания, прежде всего научного, которое практически реализуется в
развитии техники и промышленности; 3) общество в своем развитии
совершенствуется, т. е. в нем действует закон прогресса. Последний закон в
известной мере подытоживает первые два и имеет особенно важное значение в
качестве предпосылки становления социологии и характерной черты ее
первоначальной истории.
3. Закон прогресса
Становление социологии неотделимо от идеи социального прогресса.
Непосредственные предшественники этой науки и ее пионеры были убеждены, что она
призвана, во-первых, обнаруживать и исследовать прогресс, его факторы и
условия; во-вторых, вносить существенный вклад в него.
В истории социальной мысли в принципе существовали четыре теории,
оценивающие направленность и качество социального развития. Это теории
прогресса, регресса, циклического развития (круговорота) и маятникового
развития. Последнюю теорию можно считать разновидностью предыдущей, так как
маятниковое движение составляет часть или разновидность кругообразного.
В многочисленных мифах древности присутствует идея о том, что общество
деградирует, т. е. развивается регрессивно. Эта идея регресса представлена, в
частности, в древнегреческом мифе о последовательной смене веков: золотого,
серебряного, медного и железного. Вообще представление о развитии по нисходящей
|
|