|
гражданину, действующему в соответствии с конституцией и уголовным кодексом.
Деонтологическое понятие закона (закона должного) в истории долгое время
доминировало над понятием закона онтологического (закона сущего). И хотя
различие между ними осознавалось еще в древности, более или менее основательно
они разделились лишь в новое время, в результате великой научной революции
XVI–XVII вв.
Наука имеет дело с онтологическими законами. Социология формировалась как
научное знание социальных законов, т. е. законов, действующих в социальной
реальности. Эту реальность предшественники социологии считали частью общей
системы природы. Поэтому они предполагали, что и в ней, как и в природе в целом,
действуют неизменные и всеобщие “естественные законы”.
Такое естественнонаучное понимание закона противостояло
провиденциалистскому взгляду, согласно которому структура и развитие общества
определяются извне замыслом и волей божественного провидения.
Научное понятие закона существенно отличалось также от понятия судьбы,
хотя и было в одном отношении сходно с ним. Как и научный закон, судьба – не
нормативная, а онтологическая категория. Но судьба темна, иррациональна и
непостижима, ее можно лишь угадать, но ее невозможно исследовать и рационально
объяснить [18, 158–159]. Закон же в принципе доступен познанию, в нем есть своя
рациональная логика, которая усилиями человека может быть поставлена ему на
службу.
Уже в античности существовала идея детерминизма и различия между
онтологическим и деонтологическим законами. Так, в древнегреческой философии
различались и противопоставлялись понятия “номос” (“закон”) и “тесис”
(“установление”), с одной стороны, и “фюсис” (“природа”) – с другой. Первые два
понятия выражали идею деонтологического закона, а третье – онтологического.
Идея детерминизма присутствовала в представлении греков о Космосе: как об
упорядоченном, организованном и гармоническом целом.
Особенно значительный вклад в разработку идей детерминизма и научного
онтологического закона внес Аристотель, утверждавший, что “всякое определение и
всякая наука имеют дело с общим...” [19, 273]. Он разработал широко известное
учение о причинности, согласно которому существуют четыре вида причин: 1)
причина как форма, как сущность, в силу которой вещь именно такова, какова она
есть; 2) материальная причина, субстрат – то, из чего вещь возникает; 3)
движущая причина, источник движения (“творящее” начало); 4) целевая причина –
то, ради чего что-либо осуществляется [20, 87–88 и сл.]. Хотя Аристотель
признавал существование не только имманентных, внутренне присущих природе
причин, но и трансцендентных, божественных (воплощенных, в частности, в
категориях “перводвигатель”, “форма форм” и т. п.), он ясно осознавал
специфический характер естественных причин и законов, изучаемых наукой.
В средние века положение меняется. Природа перестает восприниматься как
самоорганизующееся и самоценное начало, содержащее в себе свои собственные
законы и причины; соответственно и наука о природе утрачивает то значение,
которое она имела в античную эпоху. Согласно средневековому воззрению, “...
Природа не есть нечто самостоятельное, несущее в себе свою цель и свой закон...
Учение о божественном всемогуществе оказывается связанным с тенденцией к
ликвидации самостоятельности природы, поскольку благодаря своему всемогуществу
бог может действовать вопреки естественному порядку” [21, 394].
Закон природы оказывается непостижимым и в известном смысле не
существующим для средневекового мировоззрения. Его место занимает чудо,
постижимое не знанием, а верой. Не случайно и собственно естественнонаучные
интересы, находящиеся на периферии интересов теологических, направлены не
столько на устойчивое и повторяющееся в природе, сколько на всякого рода
диковинки, “чудеса” и аномалии. Считается, что управляемая божественной волей
природа, согласно этой же воле, может или служить человеку или наказывать его.
Человек, его совершенствование и спасение оказываются целью природы. Ее
объяснение поэтому предполагает, помимо Бога-творца, человека-цель.
Великая научная революция, совершенная Коперником, Галилеем, Ньютоном,
Декартом, Ф. Бэконом и др., привела к тому, что природа постепенно стала
рассматриваться как causa sui, причина самой себя. На смену теистическому
волюнтаризму, объясняющему природные и социальные процессы волей всемогущего
Бога, приходит природный, естественный детерминизм. Правда, ученые не сразу
отказываются от признания роли божественного фактора. Но они все чаще трактуют
этот фактор либо с позиций деизма, рассматривая его лишь в качестве
божественного первотолчка, после которого природа развивается по своим
собственным законам, либо с позиций пантеизма, растворяя божественное начало в
природном. В обоих случаях речь уже не идет, как ранее, о concursus Dei,
соприсутствии Бога, постоянно оказывающего воздействие на природное и
социальное бытие.
Природа постепенно становится не только причиной самой себя, но и причиной
многих других сфер бытия. Отсюда выдвижение и всеобщее распространение понятия
“естественного”. Мыслители и ученые XVI–XVIII вв. говорят не только о
“естественном состоянии” (о котором шла речь выше) и его
идеально-гипотетических признаках, но и о “естественном праве”, “естественной
морали”, “естественной политике”, “естественной экономике” и даже о
“естественной религии”. В этом ряду находится и понятие “естественного закона”.
Первоначально выражение “естественный закон” было чрезвычайно многозначно
и неопределенно. Это отмечал еще Руссо: “Раз мы так мало знаем природу и так
неодинаково понимаем смысл слова закон, то очень трудно будет прийти к
соглашению относительно верного определения естественного закона” [22, 42].
|
|