|
социология. Единый корень в последних трех словах (восходящий к латинским
“socius”, компаньон, союзник, “societas”, ассоциация, общество) свидетельствует
о том, что идея общества была ключевой для этих интеллектуальных и
реформаторских направлений, составлявших вначале единое целое. Сами термины
“социализм” и “социология” появились в одной и той же сен-симонистской среде:
соавтором первого термина был сен-симонист Пьер Леру, изобретателем второго –
сен-симонист Огюст Конт.
Таким образом, социология, как и социализм, первоначально была составной
частью общего “социального движения”, выдвинувшего идею общества в центр
теоретических размышлений и практических устремлений. Онтологический статус
общества существенно изменился: оно стало мировоззренческой парадигмой. Из
искусственного, произвольного образования, творения человеческих рук, оно
превратилось в фундаментальную сферу реальности, определяющую самые разные
стороны человеческого существования, политику, право, государственную жизнь.
Доказывая первостепенное значение общества, социальности, социальную природу
человеческого существования, различные направления “социального движения”
формировали представление об объекте социологии, давали ее онтологическое
обоснование. Это обоснование вначале не могло быть чисто научным,
социологическим: поскольку социология как наука еще не существовала, она не
могла обосновывать свою необходимость и возможность своими собственными
познавательными средствами. И социология, и социализм при своем возникновении
представляли собой синтетические учения: они были одновременно политическими,
моральными, религиозными, экономическими, философскими, научными. Оба они
заключали в себе и реформаторские, и научные, и утопические, и даже мистические
элементы.
В дальнейшем, однако, пути социализма и социологии разошлись. Первый,
сочетаясь с различными коммунистическими и коллективистскими тенденциями,
сосредоточился в реформаторской, революционной и утопической сферах, хотя и не
отказался от апелляции к науке. Вторая довольно скоро сосредоточилась только в
сфере науки, сочетаясь в области мировоззрения как с социалистическими, так и с
антисоциалистическими, либеральными принципами. Социалисты стали конструировать
и осуществлять идеал справедливого общества (впрочем, по-разному ими
понимаемый). Социологи занялись изучением реального общества и тенденций его
развития.
Социологическое изучение общества предполагало выполнение двух условий.
Во-первых, оно должно было отделиться от непосредственного практического
воздействия на изучаемый объект. Во-вторых, оно должно было соединиться с
определенными принципами, подходами и методами, которые позволяли бы тогдашнему
научному сообществу считать социологию наукой. Иными словами, социология
родилась из соединения идеи общества с идеей науки об обществе.
2. Формирование идеи социального закона
Важнейшей интеллектуальной предпосылкой возникновения социологии как науки
было представление о социальном детерминизме, т. е. о том, что в обществе
господствуют не хаос и произвол, а пространственная и временна? я
упорядоченность, причинно-следственные связи, обусловленность одних явлений и
процессов другими. На этом представлении основывалась вера в то, что наука об
обществе способна (если не теперь, то в будущем) открывать, формулировать и
изучать законы: универсальные, устойчивые и глубинные связи, зависимости,
тенденции. Благодаря законам возможны так называемые номологические
высказывания, т. е. более или менее общие, универсальные высказывания, без
которых нет науки. Существование законов в социальной реальности и способность
познавать их служили главными аргументами в пользу того, что социология как
наука возможна и необходима.
Понятие закона в целом имеет два смысла: 1) онтологический, т. е.
относящийся к сфере реального, сущего, того, “что есть”, точнее, того, что
регулярно “бывает”; 2) деонтологический4, т. е. относящийся к сфере
нормативного, обязательного, того, что “должно быть”, точнее, регулярно
“бывать”.
Соответственно эти два смысла отражают существование двух различных видов
законов: онтологических и деонтологических.
Онтологические законы – это правила, принципы и свойства, которые
относятся к “естественному”, стихийному, самопроизвольному ходу вещей. Они
исключают вмешательство чьей-либо воли (человеческой или божественной) или же
включают ее в себя как одно из своих собственных проявлений. С такого рода
законами имеет дело наука; это научные законы, теоретические или эмпирические.
К этому же виду законов принадлежат принципы и правила различных паранаук:
астрологии, хиромантии, геомантии и т. п.
Деонтологические законы – это такие правила, принципы и свойства, которые
выступают в качестве обязательных для исполнения норм. Это нормы религии
(божественные законы), права (юридические законы), морали (законы
нравственности) и даже эстетической культуры (“законы красоты”). Исторически
все эти нормы восходят к обычаю, в котором все они образуют единую
недифференцированную нормативную сферу. Древние нормативные кодексы, например
библейские Десять заповедей или индийские “Законы Ману”, представляют собой
одновременно религиозные, нравственные и юридические законы.
Правда, представления об онтологических и деонтологических законах в
истории часто очень тесно переплетались и смешивались как в теоретическом, так
и в обыденном сознании. Следы такого смешения сохранились и в современном языке.
Например, когда мы утверждаем, что такое-то природное явление “подчиняется”
такому-то закону, то мы неявно уподобляем это явление некоему законопослушному
|
|