|
пахнет чем-то сухим и сладким». Еще
одна формула — всем известное цветаевское
«Ваш нежный рот — сплошное целованье...
» Даже если кто-то знает десять английских
слов, kiss в эту горячую десятку наверняка
входит. Короче, речь пойдет о том,
что всем и так прекрасно известно, — о поцелуе.
Действительно, после выхода книги Рустема
Мехта «1001 способ целовать» тайн в ис
СПЕРВА ТЫ МШЯ, ПОТОМ Я ТЕБЯ, ПОТОМ ВМЕСТЕ МЫ...
кусстве поцелуйства, кажется, уже и не осталось.
Однако путаницы, неясности и небезусловных,
мягко говоря, утверждений все же
предостаточно. Например: первобытные люди
облизывали друг друга, чтобы восполнить недостаток
соли в организме. Но наши непосредственные
предшественники на эволюционной
лестнице — обезьяны — с этой целью
вовсе не лижут друг друга, а собирают кристаллы
соли руками (так же, впрочем, как
ищут блох).
С другой стороны, именно у человека в
связи с особенностями питания и возникновением
речи повышается значимость оральной
зоны. Ее слизистые оболочки обладают
большей по сравнению с поверхностью кожи
чувствительностью, а находящиеся в них
нервные окончания значительно меньше защищены.
Здесь оральная зона схожа с анальной
и вагинальной — в отношении всех трех
зон возникает одинаковый половой символизм:
это закрытые «отверстия», добровольное
проникновение в которые есть акт интимной
близости, «отдавание себя», а насильное
ведет к моральной и социальной
стигматизации. Недаром в истории культуры
вагина часто уподобляется рту, который должен
«пожрать» человека; известен средневековый
термин «vagina dentata» — зубастое
лоно.
23
Этой же значимостью оральной зоны объясняется
обычай в знак почтения к человеку
или святыне прикасаться к ним именно губами
и, наоборот, принудительное целование
того, что в данном обществе целовать не принято
— что практически приравнивается к
изнасилованию (вспомните знаменитое требование
Тиля Уленшпигеля поцеловать его
«в те уста, которыми он не говорит по-фламандски
» — это крайняя степень оскорбления).
Попробуем разобраться, является ли роль
поцелуя в сексуальном взаимодействии также
культурно-символической или она обусловлена
некими физиологическими причинами.
В пользу последнего говорит целая
библиотека всевозможных руководств, созданных
в разные времена и у разных народов.
Десятая глава «Камасутры» называется «О
различии поцелуев» и предписывает целовать
«лоб, локоны, щеки, грудь, соски, губы, внутреннюю
часть рта... место соединения бедер,
подмышки, низ живота» — все это проделывается,
«когда женщина еще не доверчива и
не охвачена влечением... чтобы возбудить
влечение».
|
|