|
- характер взаимодействия субъекта сексуального влечения и его объекта;
- характер внутреннего переживания сексуальных побуждений их субъектом.
Таким образом, имеются определенные общие основания, способствующие выработке
хотя бы рабочих дефиниций нормы, например, такого:
Нормальное сексуальное поведение - это поведение, соответствующее возрастным и
полоролевым онтогенетическим закономерностям данной популяции, осуществляемое в
результате свободного выбора и не ограничивающее в свободном выборе партнера.
Подобное определение вполне согласуется и с более общими современными подходами
к понятиям нормы. Так, Б.С.Братусем (1988) было разработано понятие
"нормального развития", под которым он понимал такое развитие, которое ведет
человека к обретению им родовой человеческой сущности. Условиями и критериями
этого развития являются: отношение к другому человеку как к самоценности, как к
существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода "человек";
способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого
отношения; творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в
позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность
самопроектирования будущего и т.д. Соответственно, аномальным, отклоняющимся
развитием является такого рода развитие, которое ведет человека к отъединению,
отрыву от его всеобщей родовой сущности. Его условиями (критериями) следует
считать: отношение к человеку как к средству, как к конечной, заранее
определимой вещи; эгоцентризм и неспособность к самоотдаче и любви; причинно
обусловленный, подчиняющийся внешним обстоятельствам характер
жизнедеятельности; отсутствие или слабую выраженность потребности в позитивной
свободе; неспособность к свободному волепроявлению, самопроектированию своего
будущего; неверие в свои возможности; отсутствие или крайне слабую внутреннюю
ответственность перед собой и другими.
Сама форма поведения, также как и личностный его смысл, задается социальными
условиями существования, в том числе характером тех запретов, которые
существуют в данной культуре. Учет именно этого обстоятельства лежит в основе
одной из попыток классификации парафилий с выделением общих их оснований (Money
J., 1990). Одновременно данное разграничение основано на характерной для лиц с
парафилиями психологической амбивалентности восприятия объекта влечения,
который резко подразделяется на идеальный образ (комплекс Мадонны), в отношении
которого реализуется платонико-эротический компонент либидо, и реальный,
приземленный и пренебрегаемый (мизогиния), на который может быть направлена
сексуальная составляющая либидо. J.Money выделил шесть основных категорий
парафилий, каждая из которых представляет свою стратегию поведения, посредством
которой сладострастие и чувственность отделяются от любви и романтического
аффекта. Каждая из этих шести стратегий, имеющая при парафилиях
сексоэротическое насыщение, приложима к таким неэротическим элементам западного
общества, как религия, война, коммерция, магия, родство. Будучи приемлемыми в
несексуальном контексте существования, они нежелательны, когда включаются в
сексуальное и эротическое поведение. Однако они становятся кардинальными
элементами при парафилиях, предоставляя возможность для сексуального
экспериментирования со сладострастием при отсутствии любви как таковой.
Классификация эта выглядит следующим образом.
1. Жертвенно/искупительная стратегия требует искупления греха сладострастия
путем принятия кары и принесения жертвы. Крайним случаем жертвоприношения
является сладострастное убийство, когда в жертву приносится партнер, и
аутогомицидофилия, когда жертвой становится сам парафилик.
2. Мародерско/грабительская стратегия подразумевает похищение или принуждение
сладострастного партнера из-за того, что "безгрешный" партнер не допускает
греха сладострастия. Крайний вариант этой стратегии - синдром насильственного
или агрессивного парафильного изнасилования (раптофилия или биастофилия).
Спектр принуждения включает и случаи, когда возраст партнеров ниже
законодательного совершеннолетия.
3. Меркантильно/корыстная стратегия требует, чтобы греховное сладострастие было
куплено и оплачено либо обменено, из-за чего "безгрешный" любовник не
вовлекается по договоренности в этот свободный обмен. Само существование этой
стратегии маскируется использованием ее в торговле оргазмом. Несмотря на
распространенный характер последнего, существуют некоторые проститутки, также
как и их клиенты, которые обнаруживают особый вид парафилии (хрематистофилия) -
маркетинг и покупка секса.
4. Фетишистско/талисманная стратегия щадит и избавляет "безгрешного" партнера
от греха сладострастия подобием, фетишем или талисманом любовника. Фетиши
связаны с запахом (при ольфактофилии) или тактильным ощущением (при гифилии), т.
е. с признаками, основанными на сходстве запаха или ощущении частей
человеческого тела.
5. Избирательно/клейменная стратегия требует, чтобы партнер в сладострастии был,
метафорически выражаясь, неверующим язычником - в корне отличным по религии,
расе, цвету, национальности, социальной (классовой) или возрастной
принадлежности от "безгрешного" любовника своей социальной группы. Неравенство
при морфофилии связано с несоразмерностью телесного облика, неравенство же при
хронофилии определяется возрастной дистанцией. Исключительным случаем
морфофилии является акротофилия, при которой партнер должен иметь
ампутированную культю. Возрастные ограничения хронофилии связаны с
инфантофилией/пеннофилией и геронтофилией.
6. Просительно/завлекающая стратегия предохраняет "безгрешного" партнера с
помощью замещения акта копуляции в акцептивной фазе приглашающим жестом или
инициативой в процептивной фазе. Она аналогична поведению приматов, у которых
|
|