|
б) относительное ослабление биологической детерминации с каждым последующим
этапом, что проявляется в большей стабильности и меньшем диапазоне
ориентировочного поиска в начале ранних стадий. В динамике формирования каждого
отдельного компонента сексуальности (половая идентичность, половая роль,
психосексуальная ориентация) поиск постепенно сужается и становится конкретным
к завершению этапа;
в) преемственность и взаимосвязь этапов (стадий) и их нарушений, проявляющаяся
в том, что выпадение любого этапа или фазы искажает течение последующих и в
итоге - становление всей сексуальности.
Все эти характеристики определяют развитие трех составляющих сексуальности:
3.2.3. 1. Половое самосознание (половая идентичность)
3.2.3.1.1. Идентичность и самосознание
Не вдаваясь в дискуссию о сходстве и различии понятий "идентичность" и
"самосознание", отметим лишь, что с прагматической точки зрения первый термин
позволяет иметь ввиду тот факт, что индивид не всегда может осознать (то есть
дать вербальный отчет) какую-то часть своей психической деятельности. Поэтому
понятие "идентичности" дает возможность учитывать и неосознаваемые процессы.
Идентичность означает сознание тождественности самому себе, непрерывности во
времени собственной личности, несмотря на ее изменения и развитие, и связанное
с этим ощущение, что другие также признают это (Erikson Е., 1996). В
индивидуальной идентичности автор также различал личностную и Я-идентичность:
если первая в основном совпадает с данным выше определением идентичности, то
вторая означает более узкую, глубинную область, ответственную за постоянство
личности.
Идентичность, согласно взглядам E.Erikson, является некоторой "промежуточной
стадией" между чрезвычайно подавленным состоянием и интенсивным ощущением
благополучия, временное "затишье" вечного конфликта между депрессивными и
маниакальными, сменяющими друг друга, тенденциями. Он выделяет несколько этапов
формирования идентичности, каждому из которых соответствует свой тип
нормативных конфликтов.
По мнению А.Е.Личко (1983), личность - представление об индивидууме, которое
складывается у других, идентичность - представление о самом себе.
3.2.3.1.2. Идентичность и идентификация
Важнейшим механизмом формирования и поддержания стабильности самосознания
является идентификация. С одной стороны, это понятие означает уподобление,
отождествление с кем-либо или чем-либо, с другой - опознание чего-либо или
кого-либо. Эти две стороны идентификации представляются неотторжимыми друг от
друга - человек опознает, уподобляясь, и уподобляется, опознав.
Г.Блюм (1996) говорит о меньшей очерченности и смешанности процесса
идентификации у женщин по сравнению с мужчинами. E.Erikson (1996) писал:
"Лингвистически как и психологически идентичность и идентификация имеют общий
корень. Является ли идентичность простой суммой ранних идентификаций или это
другой ряд идентификаций ? Если предположить формирование интроекции,
идентификации и идентичности этапами превращения "эго" в более зрелое
взаимодействие с достижимыми моделями, то возникает следующая психосоциальная
схема:
Механизм интроекции (примитивное присвоение чужого образа) определяется тем,
насколько удовлетворительно взаимодействие между опекающим взрослым и опекаемым
ребенком. Только переживание такой исходной взаимности создает у ребенка то
ощущение безопасности, которое приводит его к первым "объектам" любви.
В свою очередь, судьба детских идентификаций зависит от того, насколько
удовлетворительным является взаимодействие с заслуживающими доверия
представителями значимой для ребенка иерархии ролей, принадлежащих членам семьи
разных поколений.
Формирование идентичности, наконец, начинается там, где идентификация
становится непригодной. Она вырастает от избирательного отказа от одних и
взаимной ассимиляции других детских идентификаций и их объединения в новую
конфигурацию, которая, в свою очередь, определяется процессом, посредством
которого общество (часто через субкультуры) идентифицирует юного индивида с тем,
кем он, само собой разумеется, должен стать."
Как видно из вышеприведенной цитаты, E.Erikson уравнивает идентификацию и
идентичность как состояния, в то же время разграничивая их во времени развития
индивида. Однако в современных работах содержится и другой взгляд на
соотношение понятий "идентичность" и "идентификация", в частности, как на
"состояние" и "процесс" (Ремшмидт Х., 1994).
Внешним проявлением идентификации можно считать имитативное поведение, которое,
по мнению этологов, универсально для животного мира (Корнетов А.Н., Самохвалов
В.П. и др.,1990) и играет ведущую роль в межличностной коммуникации (Grinder J.,
Bandler R.,1976).
В литературе встречаются и попытки анализа внутренней динамики идентификации
как процесса становления идентичности. Так, А.И.Белкин (1979), описывая процесс
идентификации у транссексуалов при смене пола, выделяет следующие е7е стадии:
1) отождествление (уподобление) "Я" чужому, принятому условно за эталон (манеры,
психологические черты);
2) готовность к эмоциональному сопереживанию с эталоном, а также с другими
людьми со сходной идентификацией;
3) признание референтной группой своим.
Идентификации, по мнению автора, всегда предшествует дистинкция - негативизация
черт противоположного пола.
Референтные группы (источники моделей поведения), по М.Кле (1990), включают:
|
|