|
(Zeig,1980) - здесь предполагается, что клиенты в состоянии отреагировать на
некотором подсознательном, "правостороннем" уровне, и что это приведет к
позитивным поведенческим изменениям.
2. Конструктивная. Клиентов просят создать свои собственные истории,
фантазии, семейную скульптуру, стихотворения, рисунки особого рода (например,
"Ваша семья" или "Ваш дом"). Они могут также написать сценарий своих
собственных скандалов. Творческая деятельность осуществляется ими полностью
самостоятельно, хотя и по просьбе психотерапевта.
3. Завершение. Клиентов просят завершить нечто незавершенное, например,
закончить предложение("Как мужчина Я должен..., Как женщина Я могу...),
завершить историю, внести нечто свое в фантазию, предложенную психотерапевтом,
группой или же другим членом семьи.
4. Экспрессивная. Клиенты свободно выражают себя в игре, в искусстве, в
написании историй, в драматизации, кукольном представлении - изображают свой
собственный личностный опыт так, как им хочется.
Клиенты могут выражать себя во всех возможных формах экспрессивного
поведения - позой, одеждой, тем как они рассаживаются перед первой сессией.
Причем словесные метафоры часто очень красноречивы: "Все что бы я не сделал -
отвратительно", "Я несу свой крест", "Мы застряли".
Теоретики системного подхода в семейной терапии убеждены в том, что
симптом, предъявляемый семьей, представляет собой ни что иное, как метафору
потребностей семейной системы (Papp, 1984). Задача психотерапевта - перевести
метафору, отраженную в симптоме на язык функционирования семейной системы.
Те психотерапевты, которые применяют техники на основе фантазии,
метафор и образов, получают следующие преимущества:
1. Образы и метафоры не связаны пространственно-временными
закономерностями. Мы можем находится в любой точке времени и пространства,
делать все что угодно, в любых мыслимых и немыслимых комбинациях. Мы можем
оказаться в открытом космосе, или путешествовать по укромным уголкам
собственного тела, одновременно существовать в двух ипостасях: ребенка и
играющего с ним взрослого, удобно устроиться в утробе матери или беседовать со
своим умершим родителем.
2. Образы и метафоры не связаны правилами формальной логики. Наша мысль
может двигаться в любом направлении, перепрыгивая от одной идеи к другой,
упорядоченность мысли здесь не имеет ровно никакого значения.
3. Образы и метафоры порождают творческую мысль. Новые идеи,
возможности и действия могут быть изобретены клиентами, а также, прямо или
косвенно, подсказаны психотерапевтом. Например, психотерапевт может попросить
членов семьи воочию представить себе такие понятия, как "идеальный брак",
"совершенная семья", "идеальный мир". Все детали картины описывает сама семья,
которую затем просят проиграть сцену таким образом, чтобы она включала в себя
новые конструктивные механизмы взаимоотношений. Клиенты могут также
прорабатывать те проблемы, которые существовали в семьях, из которых они вышли,
представляя себя в качестве детей в этих семьях и оживляя значимые для них
ситуации своего собственного детства, функционируя в них гораздо более
эффективно, чем это было на самом деле. При этом психотерапевт может помочь
превратить негативные образы и сценарии в позитивные, оптимистические.
4. Образы и метафоры ориентированы на личностный опыт. Клиенты в
воображении могут экспериментировать с любыми идеями, возможностями и образцами
поведения. Они могут рисковать, взаимодействуя с любым, даже самым странным,
человеком или участвуя в любой ситуации без опасения за внешние последствия.
Они могут оценить, выправить, усовершенствовать поведенческий сценарий еще до
того, как он будет осуществлен в их поведении в реальном мире.
5. Образы и метафоры ведут к большему самоконтролю. Образы создаются
клиентами на основе их собственных внутренних ресурсов, и в процессе этой
деятельности они научаются контролировать свою психическую деятельность.
Самоконтроль дает ощущение большей силы и сподвигает субъекта к большему
экспериментированию со своим собственным внутренним миром, что в свою очередь
вызывает ощущение адекватности своего места во внешнем мире.
6. Образы и метафоры удивляют. Призыв к клиентам проявить свои
творческие способности и дать волю воображению неожиданно может снять самые
глубокие защиты. Всегда приятнее услышать, что ты человек очень творческий, чем,
что ты болен и выбит из колеи.
Как и все виды техник, те техники, которые представлены в данной главе
отнюдь не представляют собой чемоданчик фокусника. Они предназначены для
применения в рамках определенной теоретической ориентации в соответствующем
времени и месте психотерапевтического процесса. Описанное в данной главе
приоткрывает широкий спектр возможностей и может стимулировать воображение
самих читателей-профессионалов для изобретения новых техник и творческой
адаптации уже имеющихся.
2-1."ВОСПОМИНАНИЯ"
Обоснование
"Воспоминания" представляют собой прожективный метод, который предложил
Альфред Адлер (Manaster,Corsini,1982) для оценки жизненного стиля клиента и его
социального окружения. Поскольку человеческое восприятие представляет собой
субъективный и селективный феномен и поскольку каждый человек обладает большим
количеством воспоминаний, любое специфическое воспоминание может оказаться
|
|