|
используются человеком как для объяснения объективной реальности, так и для
деятельности в реальном мире и, кроме того, для обслуживания тех же самых мифов,
входящих в качестве неотъемлемой составной части в личностный опыт субъекта.
Мифы влияют также и на жизнь больших социальных сообществ и даже
государств: "пусть мир будет демократичным", "защита родины - прежде всего" -
примеры таковых.
Люди и семьи имеют обыкновение создавать образы самих себя в мире и
действовать на основе этих образов. Образы не только отражают какой-то прошлый
опыт, но и сами формируют, строят будущее. Например, семейный миф "мы бедны и с
экономической точки зрения являемся жертвами богатых" может привести к
чрезвычайно бережливому, скромному поведению, к недоверию к общественным
институтам и к представлением о себе как о "маленьких людях" даже спустя
достаточно большой промежуток времени после того, как семья достигла весьма
высокого социально-экономического статуса. Члены семьи продолжают
интерпретировать мир и вести себя так, как будто они являются
социоэкономическими жертвами.
Многие из этих мифов принимают форму бесспорных ценностей и ожиданий,
которые не могут быть реализованы с каким-то конкретным партнером или семьей.
Мифы могут стать причиной того, что в дисфункциональной семье резко снизится
спектр возможностей и ее гибкость в реагировании на новые события жизни. Лишь
указание психотерапевта на эту ригидность и выявление им новых возможностей
может оказаться совершенно недостаточным для того, чтобы преодолеть силу,
содержащуюся в мифах, которые часто оказываются сильнее, чем математическая
логика, часто неотразимы и непреодолимы для семьи. Араоз назвал этот процесс
"негативным самогипнозом". Через негативные образы клиенты скатываются в
фрустрацию, пессимизм, агрессию и таким образом подавляют возможность
конструктивных изменений. Психотерапевты часто сталкиваются с сопротивлением,
которое имеет в качестве своего источника негативные образы и выражается в
разнообразных формах стереотипного поведения.
Движение от опыта к образам и от образов к поведению составляет
двухсторонний процесс перевода: причем в процессе такого перевода имеют место
определенные трансформации реальности, что напоминает детскую игру в
испорченный телефон, когда предложение шепчется на ухо соседу и затем
передается по кругу, все более искажаясь.
Бендлер и Гриндер (Bandler,Grinder,1975) изучали специфику такого
перевода по отношению к психотерапии. Они выделили три процесса, посредством
которых опыт трансформируется в нечто отличное от исходной реальности:
обобщение, стирание и искажение.
1.Обобщение - процесс выделения какой-то одной части опыта и
использование его в качестве всего опыта. Например, выпускник школы, имевший
трудности по алгебре в девятом классе, приходит к выводу о том, что у него
плохие математические способности и без посторонней помощи он не сможет даже
заполнить необходимые документы по страхованию. Другой пример - супружеская
пара, у которой родился ребенок с трудностями в обучении, решает больше не
иметь детей, так как они полагают, что все их дети будут иметь подобные
трудности.
2.Стирание - "процесс, в результате которого мы избирательным образом
обращаем внимание на определенные стороны нашего опыта и исключаем из
рассмотрения другие". Человек, находящийся в депрессии воображает, что вся его
жизнь потерпела крах и он больше не сделает ничего ценного - в подтверждении
этого своего ощущения, он может привести неудачу на последнем интервью по
устройству на работу, игнорируя то, что он много и плодотворно потрудился в
своей области в прошлом. Супружеская пара жалуется на то, что у них более нет
никаких общих интересов. При этом они не принимают в расчет, что любят друг
друга, что разделяют друг с другом надежды и опасения о будущем детей,
религиозные ценности, что у них есть, кроме всего прочего, общие друзья и
коллекция старинных вещей.
3.Искажение - "процесс, который позволяет нам дистанцироваться от
нашего непосредственного сенсорного опыта". В качестве примера здесь можно
привести воображение художника или убеждение родителей в том, что их младенец -
будущий гений и пророк.
Среди целей для осуществления которых используются техники воображения
можно назвать помощь психотерапевтам и их клиентам осознать те образы, которые
лежат в основе их актуального поведения, а также создание новых позитивных
образов, которые могут привести к более конструктивным поведенческим изменениям.
Техники, в основе которых лежат образы, фантазия и метафоры тесным
образом связаны с прожективно-экспрессивной стороной человеческого поведения.
Психотерапевт создает ситуацию, имеющую возможность для данных клиентов
оказаться прожективной - это дает ей средства для получения более
диагностически-адекватной картины семейной системы. Сходным образом, стимулируя
клиентов к тому, чтобы идти вперед и применить вновь открытые возможности для
их конкретной жизненной ситуации , мы можем сделать желательные изменения
реальными.
По Рабину (Rabin,1960) существует четыре формы проекций. 1.
Ассоциативная. Клиентов просят прореагировать явно или
скрыто на слово, образ, идею или рассказанную историю. В качестве
примера явной реакции можно привести непосредственный ответ в ассоциативном
тесте. Психотерапевт может рассказать клиентам метафорическую историю или
анекдот, как это часто имеет место в практике последователей Мильтона Эриксона
|
|