Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Сексология :: Роберт Шерман, Норман Фредман - СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-
 
способствовал облегчению тех позитивных изменений, которые могут произойти в ее 
структуре. Больше того, ориентация на поиск патологии в организации семейной 
системы, уводит нас от установки на изучение происхождения, коррекции и лечения 
индивидуальной психопатологии. Вместо этого мы сосредотачиваем наше внимание на 
таких системных понятиях как границы, роли, правила, мифы, альянсы, 
распределение власти, дифференциация, "запутанный клубок", контракты, 
разрешение конфликтов и т.д. Тщательное определение этих понятий и поиск орудий 
для эффективного взаимодействия с реалиями, лежащими за ними стали 
универсальными императивами в нашей профессиональной работе. 
        Цель данного руководства - собрать под одной обложкой примеры 
современного состояния области, которую условно можно обозначить как искусство 
изобретения и употребления техник семейной терапии - то есть того направления, 
посредством которого различные теории непосредственно соприкасаются с практикой.
 Кроме того эти техники представляют собой эффективные средства оценки 
надежности и ценности наших теоретико-психотерапевтических построений. 
        Литературные источники, в которых можно найти дополнительную информация 
о техниках, а также о лежащих в их основе теоретических представлениях, 
приводятся в конце каждой вводной главы и в конце каждого раздела с описанием 
конкретных техник. Некоторые из них содержат информацию о техниках, сходных с 
описываемыми, которые можно использовать взамен последних. 
        Наша собственная теория является в своей основе холистической и в свете 
этого данное руководство должно рассматриваться как часть какого-то более 
широкого целого, обеспечивающего поддержку той части наших профессиональных 
запросов, которые можно обозначить фразой "как это сделать" (how-to-do-it). 
Последнее в свою очередь тесно взаимосвязано с теорией. 
        В данном руководстве читатель сможет найти полезное собрание техник, 
способных значительно расширить инструментарий профессионалов в области 
семейной терапии, равно как и тех, кто еще обучается этому делу. Исследователи 
и клиницисты смогут использовать наработанное в данной области и собранное 
здесь для создания новых техник и инструментов при решении проблем, которые не 
были описаны в книге и разнообразие которых очень велико. 
         
        
        
        
        ГЛАВА 2: ФАНТАЗИЯ И ОБРАЗЫ. 
        
        ВВЕДЕНИЕ 
        
        Богатство человеческого воображения обеспечивает 
творчески-ориентированного психотерапевта множеством плодотворных возможностей 
для диагностики и поведенческих изменений. Такие разные подходы в психотерапии 
как психоанализ, бихевиоризм, гипнотерапия, группы встреч, игровая терапия, 
танцевальная терапия и арт-терапия внесли свой вклад в создание многообещающих 
техник, основанных на использовании воображения клиентов. Семейные терапевты в 
этом отношении не составили исключения, активно используют те преимущества, 
которые дают прожективные и экспрессивные проявления человеческого поведения. 
Некоторые из этих возможностей описываются в данной главе. 
        Все люди так или иначе пользуются своим воображением (Singer and 
McCraven,1961), вот почему образы так популярны среди профессионалов, 
занимающихся человеческим поведением. Среди всего многообразия техник, 
созданных специально для работы с семьями и супружескими парами, а также 
адаптированных для этих целей, наиболее яркими являются "семейные фотографии", 
"семейное кукольное интервью", "поэия и песенная лирика в супружеских группах", 
"создание аналогичных ситуаций". Каждая из них появилась на 
психотерапевтической сцене во множестве вариаций и служит различного рода целям.
 
        Сила, заключенная в воображении, поражала человечество на протяжении 
всей его истории, что было зафиксировано в баснях, сказках, мифах, эпических 
повествованиях, танцах племен и культурных ритуалах (Bettelheim,1976). Шаманы, 
целители, писатели, ораторы широко использовали воображение в своей 
профессиональной деятельности. Посредством обращения к символическому миру в 
повседневной жизни создавались методы воздействия на человеческое поведение и 
изменения его в позитивном направлении. 
        В объективном смысле сам образ не является реальностью, а представляет 
собой лишь символ чего-то реального, то есть, иными словами, он относится к 
сфере фантастического. Равно как и словесные символы, образы тесно вплетены в 
структуреу человеческого общения и имеют скрытые субъективные смысловые оттенки.
 В нашем воображении представлен символический опыт, имеющий отношение ко всем 
пяти нашим органам чувств - зрению, обонянию, слуху, вкусу и осязанию. Причем 
воображение каждого конкретного человека строится на той модальности, которая 
является для него ведущей. 
        Согласно Араозу (Araoz,1982,p.xx) создание образов представляет собой 
когнитивный процесс, сходный с гипнозом. Это "любая психическая деятельность, 
которая основывается скорее на личностном опыте, чем на критическом размышлении,
 больше ориентирована на внутреннюю субъективную реальность, чем на внешнюю 
объективную реальность, скорее правополушарная, чем левополушарная". 
        Мир идей представляет собой субъективный продукт человеческой психики, 
основанный на собственном личностном представлении о реалиях окружающей 
субъекта действительности, на личностной мифологии. Таким образом, мифы 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-