|
оценки системы и как средство интервенции в нее, и даже как особый механизм
общения с клиентами. Она является мощнейшим противовесом разного рода
сопротивлениям и тупикам, возникающим в ходе психотерапевтического процесса.
Подростки обычно становятся отличными "скульпторами" из-за их
чувствительности к тому, что в действительности происходит в семье и из-за
своего естественного пристрастия к манипуляции своими ближайшими родственниками.
Люди с детскими характерами(??..latency children) также являются хорошими
естественными скульпторами, хотя их продукты часто носят печать стеоретипности
и идеализации. Более того, так называемые, "благополучные дети" могут через
скульптуру выразить свое тайное одиночество, страх или враждебность, ранее
считавшихся единственной областью, в которой приоритет отводится
"неблагополучному ребенку". Трудно по разным причинам сподвигнуть к ваянию
маленьких детей и родителей, первых из-за недостатка понимания семейных проблем,
а вторых - из-за тревожности по-поводу угрозы их собственному достоинству.
Однако, когда первоначальная неловкость проходит, они могут показать себя очень
талантливыми скульпторами и тогда между членами семьи может возникнуть очень
интересное живое соревнование, в котором индивидуальные точки зрения выражаются
свободно и открыто.
В ходе выполнения методики начинают проявляться семейные ролевые
образцы - треугольники, альянсы, специфические эмоциональные взаимоотношения, а
также такие вопросы как борьба за власть, близость, дистанция, границы. Техника
семейной скульптуры - хорошее средство для наблюдения за всем этим, особенно в
тех семьях, которые изощрены в вербальных манипуляциях или для тех, кто
сопротивляется традиционной вербальной психотерапевтической беседе.
"Семейная хореография" (методика, описанная ниже в этой главе),
является вариантом методики "семейная скульптура".
Рисунок 1. Скульптура Мигеля "Моя семья". Рисунок 2. Скульптура Мигеля
"Моя идеальная семья".
5-19 СЕМЕЙНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ
Объяснение
Семейная хореография представляет собой развитие техники "семейной
скульптуры", предложенной Дэвидом Кантором, Фредом и Банни Дал из Бостонского
института семьи и Пегги Папп из Института Аккермана в Нью-Йорке. Это
своеобразная метафора, описывающая системный взгляд на семью через
пространственные взаимоотношения. Вместе с тем, с точки зрения Пегги Папп
термин "скульптура" относится скорее к статике, чем к динамике внутрисемейных
взаимоотношений, а так как эмоциональные взаимоотношения всегда находятся в
движении (в английском варианте буквально - "emotional relationships are always
in motion" - прим. перев.), то термин "хореография" больше подходит для
описания данного динамичного процесса. Одного из членов семьи просят построить
всех остальных на сцене таким образом, чтобы вся картина отражала
внутрисемейные взаимоотношения в контексте какого-то события или проблемы, а
затем эту сцену разыграть.
Эффективность "семейной хореографии" связана с тем, что ее суть
оказывается понятной для любой семьи, особенно для тех семей, у которых есть
трудности в словесном формулировании проблем, которые наряду с их
альтернативными решениями могут быть представлены здесь в движении и
визуализации. "Семейная хореография" может изменить защитные, повторяющиеся и
предсказуемые образцы дисфункциональных внутрисемейных взаимоотношений, она
преодолевает вербальные трудности и вскрывает те подспудные эмоциональные
проблемы, которые испытываются отдельными индивидами, супружескими парами,
семьями и другими малыми социальными группами. Представленные проблемы затем
могут быть подвергнуты изучению в терминах альтернативных решений.
Семейная хореография основывается на создании новых образцов
взаимоотношений и предполагает скорее осуществление определенных изменений в
семейной системе, чем ее глубокое и всестороннее понимание. Эти изменения
опробываются при исследовании альтернативных образцов взаимообмена(Papp,1976,p.
466). Главная ценность ее состоит в том, что она способна наглядно представить
человеческие взаимооотношения.
Процедура
Процедура довольна гибкая и может быть изменена в зависимости от
наличия в семейной системе конкретных образцов взаимодействия. Ее суть в самом
общем виде передает инструкция, согласно которой членов семьи просят показать
без слов сцену, в которой была бы изображена актуальная ситуация в данной семье
или супружеской паре. Затем их просят изобразить идеальную ситуацию в их
взаимоотношениях, как она им видится в данный момент.
Если давать инструкцию более конкретно, то каждого члена семьи просят
так разместиться в пространстве комнаты, чтобы это наилучшим способом показало
бы проблему, с которой пришла семья. Затем психотерапевт помогает оживить сцену,
проиграть ее. Идеальная ситуация также разыгрывается семьей. При этом
психотерапевт работает с каким-нибудь одним членом семьи, обращаясь к нему с
просьбой изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной системе.
Для того, чтобы более четко сформулировать проблему, психотерапевт
также может проинструктировать данного члена семьи кратко сформулировать для
|
|