Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Сексология :: Роберт Шерман, Норман Фредман - СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-
 
        6. (скульптору, прежде всех других вопросов): Придумайте название 
вашему произведению. 
        Можно также организовать прямо на сессии обсуждение семьей, скульптуром 
и психотерапевтом проделанной работы. 
        Скульптура может быть использована и при индивидуальной 
психотерапевтической работе - тогда роли членов семьи могут исполнять мебель 
или другие большие предметы, находящиеся в кабинете. Хотя в таком подходе может 
ощущаться дефицит живого присутствия членов семьи, он тоже очень хорош. 
        При этом скульптура не должна слишком жестко интерпретироваться, имея 
ввиду, что она отражает лишь субъективное мнение одного из членов семьи, 
субъективную реальность его внутреннего мира, но не объективную внутрисемейную 
ситуацию. 
        
        Пример 
        
        Семья Л. обратилась к психотерапевту по поводу того, что их младший сын,
 двенадцатилетний Мигель, убежал из дома. Отец, мачеха и три его сестры 
присутствуют на сессии. Хотя напряжение в семье очевидно, непонятна природа 
тревожности, которая двигала Мигелем. В данный момент для Мигеля важно защитить 
своего отца и своих сестер и он настаивает на том, что дома все нормально. Он 
говорит: "Я не знаю, почему я убежал". Мигель не очень словоохотлив и потому 
является хорошим кандидатом в скульпторы, поскольку через скульптуру он в 
состоянии выразить свои чувства, и это будет для него менее опасно, чем если бы 
он это сделал с помощью слов. 
        Терапевт дает Мигелю следующую инструкцию: "Представь себе, что ты 
скульптор. Я хочу, чтобы ты создал скульптурное изображение своей семьи. Твоя 
семья сделана из глины. Ты можешь поместить их куда угодно, поставить их в 
какую угодно позицию. Давай, приступай к ваянию. Я хочу узнать, как выглядит 
семья с твоей точки зрения". 
        Далее семейный терапевт помогает Мигелю при помощи наводящих вопросов. 
"Вот мама. Должна ли у тебя она сидеть или стоять? Как она держит руки? Куда 
она смотрит? Как насчет отца? Где он? Как он стоит? Касается ли он мамы? Куда 
он смотрит? Где находится Лия по отношению к отцу и матери? А Мария? Где она? 
Куда она смотрит? А Лидия: где стоит она? А сейчас помести меня на то место, на 
котором стоял бы ты сам. Должен ли я сидеть или стоять? Какое выражение на моем 
лице?" 
        Сначала Мигель колебался в нерешительности, но в результате справился с 
обязанностями скульптора весьма успешно. Он поместил своих трех сестер в круг. 
Было ясно, что Мигель не видит для себя никакого места внутри этого круга. 
Родители также были представлены в качестве закрытой ячейки. Себя же Мигель 
поместил где-то позади родителей и сестер(см.рис.1). В процессе ваяния сестры 
заметили, что хотя они считают, что Мигель близок им ( по крайней мере так они 
чувствуют), он представил себя для их окружения в качестве чужого. Все дети 
были согласны с тем, что родительский союз являет собой закрытую ячейку. Причем 
мачеху они поместили на гораздо большее расстояние от себя, чем отца. Всегда 
присутствовал какой-нибудь объект, стол или газета, которые разделяли одного из 
родителей и детей. Трое из четырех детских скульптур изобразили отца со 
скрещенными руками. Скульптура, которую изваял отец изображает Мигеля со 
скрещенными руками и отвернувшегося от остальных членов семьи. Как отец, так и 
мачеха, дали весьма сильную реакцию на скульптуры детей. Родители были удивлены 
расстоянием, которое, как полагают дети, лежит между ними и родителями. Когда 
скульптуры позднее обсуждались на сессии, родители сказали, что они совсем не 
ощущали свою отделенность от детей. Лия отметила: "Может быть вам никогда не 
приходилось слышать о том, что я чувствую, сейчас же вы можете все мои чувства 
увидеть воочию". 
        Затем каждого из членов семьи попросили изваять "идеальную" скульптуру 
семьи. Мигель поместил всех существенно ближе друг к другу, чем в своем 
первоначальном творении. Причем сам он очутился в центре круга (см.рис.2). В 
ходе последующего обсуждения Мигель оказался в состоянии выразить себя 
вербально, что было ранее очень затруднительно для него. Он смог выразить свои 
чувства по поводу того, что ощущал себя в семье аутсайдером, сестер представлял 
сплоченной группой, а родителей закрытой ячейкой. Причем он был близок к тому, 
чтобы принять эти свои чувства. Лидия была весьма удивлена чувствами Мигеля 
по-поводу его изоляции, так как ее уже давно раздражало его особое положение 
единственного сына в семье. 
        Сам процесс "ваяния" и его продукты - скульптуры помогли членам семьи 
честно оценить свои позиции в семье и им была дана возможность (уникальная для 
семьи, в которой принято отрицать существование сложностей!) выразить в 
безопасном невербальном ключе, как они видят семью идеально. Создание 
скульптуры также оказалось удачной совместной деятельностью для всей семьи и 
помогло отвлечь их внимание от "плохого мальчика Мигеля", убегающего из дома. 
        
        Использование 
        
        Техника "Скульптура" может быть использована в работе с практически 
любой малой социальной группой и любым индивидом - с супружеской парой, с 
родительско-детскими субсистемами, с субсистемами "братья-сестры", с полной 
семьей, с командой психотерапевтов или любой другой рабочей бригадой и даже с 
целой промышленной корпорацией, хотя условия проведения могут существенным 
образом отличаться друг от друга. Скульптура может использоваться как средство 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-