Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Сексология :: Роберт Шерман, Норман Фредман - СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-
 
родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними, на ту 
деятельность, которую они осуществляют по отношению друг к другу и на чувства, 
которые при этом испытывают. Таким образом опыт каждого воплощается и 
проецируется в живую картинку. Папп, Сильверштейн и Картер (Papp, Silverstеin, 
Carter, 1975) и Дал, Дал и Ватанабе (Duhl, Duhl, Watanabe, 1975) - среди тех 
стратегических терапевтов, которые широко применяли эту технику. 
        Одно из многих преимуществ "скульптуры" состоит в ее способности 
преодолеть чрезмерную завербализированность, заинтеллектуализованность, 
разнообразные защиты, проекции и обвинения, часто существующие в семейной 
системе, когда семье не дают взаимодействовать друг с другом обычными для них 
словесными намеками, а принуждают общаться на качественно-ином, более 
спонтанном уровне. Когда треугольники, альянсы и конфликты наглядно и 
символически изображены, тогда появляются различные возможности для 
взаимодействия на основе чувств в их тончайших оттенках. В этом отношении 
"скульптура" является довольно хорошим диагностическим средством. 
        Другим преимуществом "скульптуры" выступает тот объединяющий эффект, 
который она производит на семью, заставляет их думать о себе как о неком 
единстве в разнообразии, где важны и целое и каждый его элемент - самоценная 
человеческая личность. Невозможно изолировать любую данную субсистему 
внутрисемейного взаимодействия без учета тех последствий, которое это будет 
иметь для всей семьи. "Скульптура" не только объединяет семью, она еще 
подчеркивает индивидуальность каждого. Кроме того она требует от индивида, 
обобщить свой личностный опыт, осмыслить его, а затем и проинтерпретировать. 
        "Скульптура" также обеспечивает терапевта возможностью прямой 
интервенции в семейную систему. Структурный терапевт может при этом помочь 
членам семьи перераспределить их позиции в семье, способствуя таким образом 
созданию более приемлемых границ внутрисемейных субсистем. В этом контексте 
можно утверждать, что "скульптура" может использоваться для внесения позитивных 
изменений в семью, для того, чтобы она стала более функциональной. 
        
        Процедура 
        
        "Семейная скульптура" может оказаться уместной на любом этапе 
диагностики и терапии. Для ее проведения достаточно хотя бы трех или четырех 
человек, и некоторое количество легко передвигающейся мебели и предметов, 
которые могли бы использоваться в качестве заменителей отсутствующих на сессии 
членов семьи. "Скульптура" может изображать как семью в ее настоящем, так и 
прошлое семьи. В "скульптуру" может быть также включено и любое требуемое в 
терапевтических целях количество членов расширенной семьи. 
        Вводя клиентов в курс данной методики, психотерапевт объясняет, что 
"скульптура" полезна прежде всего для прочувствования того, что значит быть 
членом данной семьи. Иногда легче бывает это показать, чем рассказать. Каждый 
член семьи по очереди может показать его видение внутрисемейных взаимоотношений 
через изображение их в живой скульптуре - так, чтобы их позы и положения в 
пространстве отражали действия и чувства по отношению друг к другу. 
        Папп предлагает, чтобы скульптор обращался с членами семьи так, как 
будто они сделаны из глины. Скульптор ставит каждого в такую позицию, которая 
могла бы его невербально охарактеризовать. При этом психотерапевт занимает в 
семейной скульптуре место самого скульптура, как сам "зодчий" его видит. 
"Ваяние" продолжается до тех пор, пока скульптор не удовлетворится своим 
творением. Важно, чтобы другие члены семьи позволили скульптору свободно 
обращаться с собой как с "материалом", имея ввиду, что потом они поменяются с 
ним местами. 
        Когда каждый член семьи построит свою "реальную" семейную скульптуру, 
отражающую эмоциональную ситуацию в семье в данный момент времени, можно 
попросить построить скульптуру "идеальной семьи". 
        Психотерапевт имеет возможность вмешиваться в ваяние, предлагая свои 
варианты и непосредственно комментируя творческий процесс. К "идеальной" 
скульптуре семьи можно обращаться впоследствии для того, чтобы проследить 
динамику психотерапевтического процесса. При этом несоответствия между 
представлениями о структуре семьи ее различных членов является очень 
существенными и могут быть легче выявлены в ситуации "ваяния" семейной 
скульптуры, чем на основе традиционных вербальных техник. 
        Существует много вариантов использования методики "семейная скульптура".
 Некоторые психотерапевты, применяющие эту методику, просят скульптура 
придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые бы лучше всего 
характеризовали поведение этого человека. Членов семьи следует затем 
последовательно произнести эти слова. В этом случае достигается не только 
визуальный, но и слуховой эффект. 
        Могут обсуждаться не только вся скульптура в целом, но и ее отдельные 
части. Психотерапевт может также задавать следующие вопросы: 
        1. (каждому члену семьи): Как вы чувствуете себя на этом месте среди 
ваших родственников? 
        2. (всей семье): Явилась ли данная скульптура сюрпризом для вас? 
        3. (каждому члену семьи): Знали ли вы раньше, что скульптор 
воспринимает вас именно так, как он это изобразил? 
        4. (всей семье): Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует 
именно так, как это изображено в скульптуре? 
        5. (скульптору или семье): Какие изменения в функционировании семьи вы 
бы хотели видеть? 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-