|
одной и той же этнической группы. Между малообеспеченными слоями населения и
представителями среднего класса часто наблюдаются значительные различия. То же
самое верно в отношении людей с различным уровнем образования. В частности,
мастурбация в большей степени распространена среди более образованных слоев
населения, чем среди менее образованных (Kinsey et al., 1948; Michael et al.,
1994).
Сексуальные установки и формы поведения также значительно различаются в
рамках отдельных религиозных групп. Так, известно, что папа Иоанн Павел Второй
пропагандирует традиционное римско-католическое отношение к сексу, осуждающее
любую сексуальную активность, потенциально не ведущую к продолжению рода. Тем
не менее взгляды американских католиков по таким вопросам, как контрацепция,
аборты и гомосексуальность, в значительной степени расходятся. Аналогично,
взгляды ортодоксальных евреев гораздо более консервативны и традиционны, нежели
взгляды евреев, принадлежащих к реформированной еврейской религии. Также и
христианские протестанты фундаменталистского толка часто видят вещи иначе, чем
христиане, не трактующие Священное Писание буквально (Ostling, 2000).
Сексуальность: личная или общественная сфера?
Рассмотренные нами в данной главе исторические, кросс-культурные, а также
внутрикультурные подходы помогают осознать уникальность той ситуации, в которой
мы сейчас живем. Мы можем сравнить себя с древними иудеями, ранними христианами,
средневековыми европейцами или европейцами и американцами викторианской эпохи.
Мы также можем сравнить наше сегодняшнее общество с другими незападными
культурами, например с современным арабским миром. И в обоих случаях мы сможем
сделать вывод о том, что обладаем значительно большей степенью свободы
самоопределения в вопросах сексуальности. Сегодня мы делаем это на основе
нашего личного выбора.
Шаг за шагом на протяжении XX века происходило осознание и принятие
разнообразия проявлений человеческой сексуальности. Поэтому сегодня мы
располагаем большей свободой в этой сфере и несем большую ответственность, чем
когда-либо. Некоторые, вероятно, станут утверждать, что растущая терпимость к
разнообразию в сфере сексуальности скорее создает проблемы, чем решает их. Тем
не менее в целом авторы согласны с мыслью, что «сексуальному здоровью индивида
или общества способствуют понимание, терпимость и сочувственное отношение к
разнообразию нашей сексуальной природы и сексуальных проявлении, а также
восприятие этих проявлений как неотъемлемой части нашего человеческого
достояния» (Coleman, 2000, р. 4). Давайте рассмотрим некоторые исторические
силы, а также научные, психологические и социальные достижения предшествующего
столетия, сформировавшие ситуацию кануна XXI века.7
Ретроспектива прошедшего столетия.
Прогрессу XX века в области психологии положила начало первая книга из
числа публикаций Зигмунда Фрейда (1856-1939) «Толкование сновидений» (1900).
Работы Фрейда вывели наши представления о сексуальности за пределы взглядов
викторианской эпохи. Особое значение имела вера Фрейда в то, что сексуальность
органически свойственна женщинам в не меньшей степени, чем мужчинам. В книге
Хэвлока Эллиса (1859-1939) «О жизни и сексе» (Havelock Ellis, On Life and Sex,
1920) подчеркивалось «женское право на любовь». В его же семитомном издании
«Труды по психологии секса» (Studies in the Psychology of Sex) многочисленные
сексуальные практики, включающие мастурбацию и гомосексуализм, ранее
считавшиеся «извращениями», рассматривались как здоровые сексуальные проявления
при условии, что они не наносят кому-либо вреда. Теодор ван Де Вельде
(1873-1937) подчеркивал роль сексуального наслаждения в своих популярных
руководствах для супружеских пар.
После Второй мировой войны книги Альфреда Кинси «Сексуальное поведение
мужчин» (Alfred Kinsey, Sexual Behavior in the Human Male, 1948) и «Сексуальное
поведение женщин» (Sexual Behavior in the Human Female, 1953) стали
бестселлерами. Это произошло несмотря на негативное отношение к ним
профессиональных врачей, духовенства, политиков и прессы (а возможно, и
благодаря ему). Сенсационная статистика, касающаяся гомосексуальных отношений,
мастурбации и нестандартного поведения в постели, способствовала дальнейшему
принятию разнообразия сексуальных проявлений. Спустя почти 20 лет появились
книги Мастерса и Джонсон «Сексуальное реагирование человека» (Masters and
Johnson, Human Sexual Response, 1966) и «Сексуальные проблемы человека» (Human
Sexual Inadequacy, 1970), подчеркивающие способность женщин к оргазму и
пропагандирующие сексуальную терапию как законную сферу услуг.
Исторические события и технологический прогресс расширили горизонты
сексуальных взглядов и возможностей. В результате участия США в Первой и Второй
мировых войнах жизнь многих женщин перестала ограничиваться выполнением
домашних обязанностей и включила в себя трудовую деятельность. Американские
мужчины, в свою очередь, соприкоснулись с более открытой европейской
сексуальностью. В период, когда солдаты только что вернулись с полей Первой
мировой войны, Генри Форд наладил массовое производство автомобилей. Это
позволило молодому поколению 1920-х годов пользоваться большей свободой и иметь
больше возможностей для сексуальных экспериментов. С появлением кино романтика
любовных отношений и сексуальная символика превратились в публичное зрелище.
{Книги, посвященные сексуальности и гомосексуальности, были в числе тех,
которые нацистская молодежь сжигала перед и во время Второй мировой войны}
Период Великой депрессии 1930-х годов сопровождался возвращением более
консервативных ценностей. Вследствие тяжелого экономического положения были
приняты новые законы, утверждавшие права женщин на легальный доступ к
информации и услугам, связанным с контрацепцией. Появление пенициллина в 1940-х
|
|