|
быть объяснение этого поведения как “искупление ею чувства вины”.
С развитием коммуникативной теории и теории систем произошло изменение в
понимании симптомов. Симптомы являются не только характеристиками состояния, но
и выражением отношений между людьми, и служат средствами достижения некоторых
тактических целей в отношениях с близкими. Вопрос теперь ставится так: к чему
ведет приступ тревоги, если рассматривать его в контексте семейных отношений,
отношений на работе или отношений с психотерапевтом?
Вот два простых примера:
l У ребенка заболевает голова, живот и т.д. в тот момент, когда ему надо идти в
школу.
l В семье есть мальчик подросткового возраста, очень привязанный к матери. Мама
замужем второй раз. Одновременно с рождением братика или сестренки у подростка
возникают проблемы с поведением или успеваемостью. Он реагирует на появление
соперника и с помощью крайнего поведения “сообщает”, что чувствует себя
покинутым. Его проблемы отвлекают мать и отчима от новорожденного и, получая
свою порцию отрицательного внимания, подросток чувствует, что родители
продолжают выполнять свои функции по отношению к нему.
Таким образом, симптоматическое поведение может выполнять функцию скрытой,
парадоксальной коммуникации между людьми. Оно определенно несет в себе
коммуникативную метафору и в то же время представлено в такой форме, которая не
воспринимается другими членами семьи как послание.
В следующем примере нарушение поведения дочери, ее “склонность дружить с
девочками легкого поведения и поздние возвращения домой”, могут быть восприняты
как метафора, отражающая групповую тему семьи.
Супружеская пара и двое детей (дочь от первого брака матери тринадцати лет и
общий ребенок, девочка трех лет) живут в одной комнате коммунальной квартиры.
Интимная жизнь между супругами нарушена много лет. Жена через два года
совместной жизни обнаружила, что у мужа есть любовница, которую муж по ее
требованию тут же оставил. Однако тревога о том, что это может рано или поздно
повториться, не стихла и время от времени подкрепляется новыми подозрениями.
Тем более что несколько месяцев назад ее старшая дочь сказала, что отчим как-то
стал странно на нее поглядывать и часто прижимать к себе. Муж все отрицал, и
впоследствии супруги больше об этом не разговаривали. У мужа год назад умер
отец, осталась двухкомнатная квартира, в которую семья могла бы переехать.
Однако жена, мотивируя нежеланием менять школу дочери, настояла на том, чтобы
временно сдать эту квартиру. (Переезд в новую квартиру и приобретение супругами
отдельной спальни, возможно, воспринималось ими как угроза стабильности
сложившихся между ними отношений.) Последствиями инцидента с отчимом стало то,
что мать усилила контроль над дочерью и запретила ей гулять после шести часов
вечера, что раньше было вполне обычным делом. “Я места себе не нахожу, если
кого-то нет дома”, — говорила она, опасаясь также, что муж и девочка могут
встречаться в новой квартире. Дочь выразила протест и вскоре подружилась с
девочками своего возраста, живущими половой жизнью. Супруги вместе стали
бороться с “испорченностью” девочки, отслеживая ее опоздания, устраивая
скандалы, и вскоре добились того, что она раза два не ночевала дома. После
этого мать появилась с девочкой в психологической консультации с просьбой
помочь справиться с моральной распущенностью дочери. Девочка в этой семье
оказывается в парадоксальной ситуации. Являясь жертвой неадекватного поведения
отчима, она не только не получает защиту матери, но и становится объектом
преследования родителей. Поведение девочки, о которой раньше все отзывались
только положительно (в том числе и учителя), быстро приобретает крайние формы и
метафорически отражает групповую тему семьи. Обсуждая поведение дочери, супруги
теперь получили возможность обсуждать важнейшие и щекотливые для них вопросы
интимной жизни и “нравственной чистоты” не на своем материале, а на примере
событий из жизни дочери. Изобретая совместные меры по спасению девочки, они
также совершают определенные магические действия по спасению собственного брака.
Некоторые сторонники системного подхода рассматривают природу симптомов в семье
как вид коммуникативной метафоры.
“Большинство симптомов — а также реакция на них членов семьи — в
действительности только метафоры, зеркально отражающие (и одновременно как в
кривом зеркале искажающие) все остальные семейные проблемы, прямое выражение
которых непоправимо нарушило бы семейный status quo” [Интервью с Клу Маданес в
кн. Р. Саймона, 1996]. Задача терапевта — правильно прочитать это отражение и,
опираясь на него, создать свою метафору, в которой будут предложены возможные
решения проблемы.
Анализируя проблемы семьи, полезно думать о симптоматическом поведении как о
прерывистом процессе и считать, что проблема существует не постоянно, а время
от времени. Например, дети начинают больше ссориться и выяснять отношения,
когда родители дома, и прекрасно ладят, когда их нет. В связи с этим важнейшими
для семейного терапевта являются следующие вопросы: “Кто вовлечен в проблему?
Что меняется в семье, когда симптом есть и когда его нет? После каких событий
происходит обострение проблемы? Какова реакция других членов семьи? Чем
заканчивается эта последовательность событий и взаимодействий и каков
результат?”. Рассуждая на эту тему, Джей Хейли пишет: “Чтобы справиться с
проблемой, ее нужно описать в операциональных терминах... Ярлыки “делинквентный
подросток”, “алкоголик”, “доминантная мать и пассивный отец”, “невротик”,
“симбиоз между матерью и ребенком” скорее кристаллизуют проблему, чем дают
способы ее решения” [Haley, 1976]. Системные семейные терапевты стараются
проследить циркулярную последовательность, частью которой является
|
|