|
Во-вторых, под романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что,
сколь бы супруги ни любили друг друга, в своей семье они просто обязаны будут
выполнять обычные для каждой супружеской пары функции.
Западногерманский психолог X. Шельский утверждает, что, когда ожидание любви
становится первостепенным мотивом брака, основной смысл семейной жизни с ее
повседневными заботами, уходом за маленькими детьми сводится к гибели этих
иллюзий, разрушению волшебства, что нередко приводит к поискам нового любовного
партнера.
Таков один из вариантов пессимистического взгляда на соотношение любви и
брака, содержащий в себе смешение понятий любви, влюбленности, иллюзии и
потребительства как ожидания необыкновенных чувств от другого.
Другого взгляда на соотношение любви и брака придерживаются известные
психотерапевты Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий, излагая его при описании
механизма «эмоциональной идентификации с семьей». Авторы рассматривают
эмоциональные отношения симпатии как цементирующую силу в семейных отношениях.
Они отмечают, что отношения симпатии в определенной мере нейтрализуют состояния
фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе и в семье.
Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям характера супруга
(Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1990).
А. В. Петровский указывал, что степень эмоциональной близости — это особое
качество настоящей семьи, и трудно представить другую группу, где подобное
качество было бы в такой степени развито. Характеризуя эту сторону семейных
взаимоотношений на примере родительской любви, говоря о различных и
многочисленных проступках ребенка, Петровский замечает: «При этом любой
проступок отнюдь не вызывает к себе бесстрастного отношения родителей. Напротив,
порождает гнев, причем сплошь и рядом в весьма бурной и яростной форме. И так
может продолжаться недели, месяцы. Но вот что интересно. Кумуляции зачастую не
происходило. Складывается впечатление, что потоки возмущения, поступающие через
пробоины корабля доверия, откачивают мощные помпы родительской любви»
(Петровский А. В., 1983, с. 196-197).
Эйдемиллер и Юстицкий считают, что во многом сходным по психологической сути
является действие симпатии в супружеских отношениях. И в этом отношении
возникает эффект «растворения фрустрации». Отношения симпатии вызывают
нарастание интереса к объекту симпатии (например, к человеку, которого любят).
Следует подчеркнуть, что это интерес благожелательный, связанный со стремлением
помочь, совместно радоваться или огорчаться, в свою очередь обусловливающий
большую взаимную откровенность и, соответственно, нарастание эмпатии. Отсюда и
значение отношений симпатии в профилактике и смягчении межличностных конфликтов
в семье.
О связи любви как мотива вступления в брак и удовлетворенности браком
говорит работа Н. Г. Юркевич. На выборке из 612 женщин и 365 мужчин ею были
получены следующие результаты: в счастливых брачных союзах состояли женщины, из
которых 75,10% вышли замуж по любви, 13,88% по симпатии, у 2,86% мотивом было
стремление избавиться от одиночества, у 1,63% кратковременное увлечение. Среди
неудачных браков распределение ответов следующее — по любви вышли замуж 27%
женщин, по симпатии — 17%, мотив «стремление избавиться от одиночества» назвали
12,93% женщин, кратковременное увлечение — 1,63%. У остальных был иной ответ
или ответа не было.
У мужчин ответы приблизительно сходные, хотя вступающих в брак по любви
среди них в целом меньше: 62,80% в счастливых браках и 17,74% в неудачных, а
назвавших мотивами заключения брака стремление избавиться от одиночества и
легкомыслие больше (соответственно по 10,37% и 8,05% в счастливых браках и по
16,13% и 25,80% в неудачных). Среди мужчин большая доля давших иные ответы, не
приведенные автором (среди неудачных браков — 25,81%).
Можно заметить, что у мужчин и женщин браки по любви оказываются наиболее
счастливыми, а вступление в брак, основанное на сиюминутном желании, — наименее
(Юркевич Н. Г., 1971).
В другом исследовании, проведенном спустя 30 лет, наиболее удачным при
вступлении в брак оказалось сочетание любви и духовного единства. На основе
полученных значимых корреляций выяснилось, что супруги, заключившие брачный
союз по этим двум мотивам, были им наиболее удовлетворены (Андреева Т. В.,
Толстова А. В., 2000).
Юркевич провела в Минске опрос 300 человек преимущественно с высшим
образованием, из которых 94% считали, что в принципе брак должен заключаться по
любви, — это нравственный идеал; 70% подтвердили, что сами вступили в брак по
любви. Но лишь 47% назвали любовью чувство, которое они испытывали к жене
(мужу) в момент, когда проводилось анкетирование.
Сопоставление данных о мнениях женщин-работниц минских предприятий об их
отношении к мужу в момент заполнения анкеты с успешностью брака показало
следующее. В счастливых браках к мужу испытывали любовь 63,67% женщин, симпатия
и привычка составляли в их отношении меньшую долю (13,88% и 19,18%).
Безразличных и испытывавших к мужу неприязнь не было. В удовлетворительных
брачных союзах привычку отметили 39,43%; любовь— 32,8%, симпатию — 13,01%.
Появился ответ «безразличие» — 4,47%. Не дали ответа 10,16%.
В неудачных браках превалировали привычка — 44,85% и безразличие — 33,04%.
Каждая десятая женщина относится к мужу неприязненно, с любовью — 5,22%,
симпатией — 1,74%.
На основе проведенных исследований автор делает следующий вывод: многие люди
|
|