|
567 чел.). Автор выделяет шесть стилей, или «цветов», любви:
1)
эрос — страстная, исключительная любовь-увлечение, стремя
щаяся к полному физическому обладанию;
2) людус — гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глуби-
ной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;
3) сторге — спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;
4) прагма — возникает из смесилюдуса и сторге — рассудочная, лег-
ко поддающаяся контролю; любовь по расчету;
5) мания — вырастает из смешения эроса и людуса, иррациональ
ная любовь — одержимость, для которой типичны неуверенность
и зависимость от объекта влечения;
6) агапе — бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.
Считается, что для женщин более характерны сторгические, прагматические и
маниакальные проявления любовных чувств, а молодым мужчинам более свойственны
эротические и особенно «людические» компоненты.
В настоящее время наиболее популярна трехкомпонентная теория любви Роберта
CTepH6epra(SternbergR., 1986; МайерсД., 1999; Крайг Г., 2000; Человек от
рождения до смерти, 2001). По Стернбергу, любовь имеет три составляющие:
интимность, страсть и решение (обязательство). Интимность, или чувство
психологической близости, проявляется в искренней симпатии к другому человеку,
в стремлении поддержать его, сделать его жизнь лучше, в общности интересов и
занятий. Страсть относится к таким видам возбуждения, которые приводят к
физическому влечению и сексуальному поведению в отношениях. К мотивационным
потребностям страсти помимо половой потребности относят также потребность в
самоуважении, потребность принадлежать кому-то или потребность получить
поддержку в трудную минуту.
Последняя вершина треугольника любви Стернберга — решение-обязательство.
Кратковременный аспект этой составляющей заключается в том, что конкретный
человек любит другого. Долговременный аспект — обязательство сохранять эту
любовь.
Р. Стернберг разработал систематику любовных отношений на основе различных
комбинаций трех компонентов любви. Например, симпатия между людьми
характеризуется проявлением чувства близости, интимности, без страсти и
принятия обязательств. Таковы отношения братьев и сестер. Отношения при
отсутствии интимности и страсти Стернберг характеризует как придуманную любовь;
отношения, в которых присутствуют интимность и обязательство сохранять лю-
бовь, характеризуется как любовь-товарищество. Наличие в отношениях всех трех
компонентов — интимности, страсти и обязательства — характерны для совершенной
любви. Большинство реальных любовных отношений попадает в промежутки между
этими категориями.
Таблица 4. Систематика видов любви, основанная на трехкомпонентной теории
Стернберга
КомпонентВид любвиИнтимностьСтрасть Решение/ ОбязательствоСимпатия+--
Страстная любовь-+-Придуманная любовь--+Романтическая любовь++-
Любовь-товарищество+-+Слепая любовь-++Совершенная любовь+++МОТИВАЦИЯ ВСТУПЛЕНИЯ
В БРАК
Интересны попытки рассмотрения «механизмов» зарождения любовных переживаний.
Так, наиболее известен подход Отто Вейнингера, который полагал, что
дифференциация полов, их разделение никогда не бывает совершенно законченным.
Все особенности мужского пола можно найти, хотя бы и в самом слабом развитии, и
у женского пола. Можно пользоваться понятиями идеального мужчины «М» и
идеальной женщины «Ж» только как типичными половыми формами. «Закон полового
притяжения», сформулированный О. Вейнингером, гласит: «Для соединения полов
нужны совершенный мужчина "М" и совершенная женщина "Ж", хотя и разделенные в
двух разных индивидуумах в совершенно различных сочетаниях». Автор этой теории
полагал, что за существование института брака говорит тот факт, что наличие
громадного количества промежуточных ступеней позволяет найти двух индивидуумов,
наиболее подходящих друг другу (Вейнингер О., 1990, с. 12).
С. В. Ковалев полагает, что мотивация вступления в брак включает по крайней
мере пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет,
психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной
мотивации на удовлетворенность браком
подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский
союз по любви и общности взглядов, максимальное число удовлетворенных и
минимальное — неудовлетворенных. Важно единство этих двух мотивов.
Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто
ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения
духовной общности супругов.
По мнению некоторых исследователей, в большом числе случаев любовь
оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза.
Во-первых, пишет С. В. Ковалев, в нетерпении любви мы ищем не супруга, а
любимого, забывая о том, что жить нам придется не с одним этим прекрасным
чувством, а с ее предметом и носителем — вполне конкретным человеком,
обладающим уникальным психическим миром, образом своего «Я», темпераментом,
характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда
приводит к появлению одного «Мы».
|
|