|
равноправие геев и лесбиянок К. Ульрихса, который заявил о необходимости не
только легализовать гомосексуализм, но и разрешить однополые браки. Взгляды
Ульрихса были также учтены и при составлении энциклопедии Брокгауза и Евфрона в
статье «Извращение полового чувста». Им доказывалось, что в социальном и
психическом отношении гомосексуалисты вполне нормальны, преследовать их жестоко
и неразумно.
Знаменитый немецкий невропатолог и психиатр К. Вестфаль
зз
определил гомосексуализм как врожденное изменение полового чувства. В 1882 г.
французские психиатры Ж. Шарко и В. Маньян в статье «Инверсия генитального
чувства» сообщили, что с успехом применили для лечения таких случаев гипноз.
Хотя трудно понять, как можно гипнозом излечить врожденное заболевание (а его
врожденность авторы не ставили под сомнение), статья имела большой резонанс и
термин «инверсия» прочно вошел в научный язык. Однако клинические факты не
укладывались в концепцию биологической предопределенности. В результате
возникают дуалистические теории. Так, русский дерматовенеролог В.М. Тарнов-ский
в конце XIX века предложил разграничивать врожденные, генетически обусловленные,
и приобретенные формы гомосексуализма, возникающие вследствие внешних влияний,
половых излишеств, жажды разнообразия и т. д.
Теоретические споры о «причине» гомосексуализма продолжались и в начале XX
века. Форель и Молль считали его половым извращением, специфической
психопатологией. Крафт-Эбинг и Эллис видели в нем аномалию, подобную
дальтонизму, к которой слово «психическая болезнь» неприменимо, так как
гомосексуальность совместима с нормальным психическим функционированием.
Хиршфельд и Блох считали гомосексуализм врожденным предрасположением, своего
рода идиосинкразией, которую нужно просто принимать как факт. Вместе с тем
Хиршфельд вслед за Ульрихсом считал гомосексуалистов своего рода «третьим
полом», промежуточной стадией развития, интерсексуальным состоянием, когда
телесные свойства одного пола сочетаются с сексуальными или эмоциональными
характеристиками другого. Исходя из представления о врожденности и
неизлечимости гомосексуализма, Хиршфельд настойчиво добивался отмены его
уголовного преследования и впоследствии добился успехов.
Научные споры по поводу причин формирования гомосексуальной половой
ориентации не утихают весь XX в., однако отношение к этому явлению постепенно
становится все более терпимым. Опубликованный в Англии в 1957 г. доклад
Вольфендена рекомендовал ввести закон, разрешающий любые формы приватного
полового поведения между взрослыми людьми по взаимному согласию. В 1991 г.
гомосексуализм исключается ВОЗ из перечня психиатрических заболеваний.
2.4. Сексуальный символизм
Пол и сексуальность составляют неотъемлемую часть символической культуры
человечества. Сексуальные свойства, как со-
34
матические, так и психологические, поведенческие выраженные в символической
форме - важнейшие и универсальные знаки половой принадлежности, являются и
знаками полового самосознания. Половой акт — синоним и прообраз всякой
деятельности, значение которой передается глаголом «делать». Он предполагает
наличие таких элементов, как активность, воля, могущество, власть, склонность,
желание, удовольствие, инстинкт. Греческое слово «эрос» обозначало не только
любовь, но и универсальную космогоническую силу, соединяющую первоначальные
элементы мира. Такое отождествление космической энергии с актом оплодотворения
универсально. Семиотика мужских и женских гениталий строго соотносится с
разделением функций в половом акте. Слова и метафоры, обозначающие половой член,
подразумевают активное, субъектное начало, а также инструмент, средство
деятельности. Напротив, влагалище чаще описывается как пассивное начало,
пустота, впадина, сосуд, вместилище, естественное отверстие (дыра, яма) или
какая-то ограниченная часть пространства (комната, крепость). С этими образами
связаны и древние архетипы мужского и женского начал вообще.
Мужские гениталии, особенно половой член, чаще всего, символизируют силу,
могущество, власть, общее одухотворяющее, но не обязательно детородное начало.
Семя скитается воплощением и источником жизненной силы, а его утрата
связывается со склонностью к заболеваниям и угасанию. Как гласит Каббала, в
яичках «собрано все масло, достоинство и сила мужчины со всего тела». В
древнеиндийской мифологии семя часто отождествляется с абсолютным идеальным
началом, Атманом, лежащим в основе мироздания. У многих культур оскопить
мужчину значило лишить его символа власти и жизни. Половой член поверженного
врага часто считался почетным воинским трофеем, как скальп у индейцев. Например,
один египетский фараон XIX династии, рассказывая о поражении, нанесенном им
ливийцам, называет в числе трофеев 6359 необрезанных половых членов ливийских
воинов, а также половые члены сыновей и братьев вождей и жрецов. Библейский
Давид преподнес своему царю крайнюю плоть 200 убитых филистимлян (Первая книга
Царств, 18, 27).
Особое значение придавалось эрегированному половому члену, вид которого,
согласно верованиям многих народов, должен внушать окружающим страх и почтение.
С этим, возможно, отчасти связан и обычай прикрывать наготу. Хотя возникновение
одежды обычно объясняют появлением чувства стыда, стыд — явление сравнительно
позднее. Кроме того, при некоторых священных обрядах гениталии нарочно
обнажались. У австралийских аборигенов, мужчины при встрече в знак приветствия
дотрагивались до поло-
|
|