|
предпочитает мужу другого мужчину или переносит всю свою любовь на ребенка.
Комплекс Иокасты - скрытое сексуальное влечение матери к сыну в форме
уничижительной, самоотверженной преданности ему. Такая мать отказывается от
личной жизни, посвящает себя навязчивому служению сыну.
2.3. Из истории однополой любви
Из философов древности, рассматривавших проблемы сексуальности главным
образом с этической точки зрения, следует назвать создателей крупных
философских систем — Платона и Аристотеля, а также основоположников гедонизма —
Аристиппа и Эпику-
31
pa. В Древней Греции законодательство Солона впервые стало рассматривать
проституцию как общественный институт. В Афинах, в соответствии со взглядами
Солона, сексуальная связь с подростками рассматривалась как наиболее безвредная
форма сексуального удовлетворения, имеющая и воспитательное значение в силу
общения с приятелями. Считалось, что гомосексуальные наклонности связаны с
эстетикой, этикой, интеллигентностью и мужеством. Гомосексуальные пары
совершали паломничества к могиле Ялноса, возлюбленного Геркулеса, чтобы там
принести клятву в вечной любви. Даже среди богов бытовала педерастия.
Впоследствии, уже в IV веке до н. э., император Константин, руководствуясь
религиозными и политическими мотивами, ввел смертную казнь за гомосексуализм.
Еще ранее древние евреи отвергли любые вне-супружеские сексуальные связи,
которые не приводили к приумножению рода, а гомосексуализм был осужден и
карался смертью.
Вопреки устоявшемуся мнению о законности и одобрении гомосексуализма в Древней
Греции следует сказать следующее. Ни у гре ков, ни у римлян никогда не
существовало понятия гомосексуальности. Само слово «гомосексуализм» появилось в
1869 году (термин ввел венгерский врач Карой Мария Бенкерт, писавший также под
псевдонимом Кертбени). Слово «гетеросексуализм» возникло в 1890 году. Эти
термины возникли с попыткой разобраться в закономерностях формирования
сексуальной ориентации. Ни греки, ни римляне не делали различия между
гомосексуализмом и гетеросексуализмом. Они различали другое — активность и
пассивность. Они противопоставляли фаллос (fascinus) всем отверстиям
(spintrias) человеческого тела. Греческая педерастия была ритуа лом социальной
инициации. В процессе ритуального совокупления (содомии) мужчины с мальчиком
(pais) сперма взрослого наделяла мужественностью ребенка. Объект любви
подчиняется старшему по возрасту гражданину и, таким образом, приобщается к
охоте и культуре.
В греческой педерастической паре участники никогда не менялись ролями. В Афинах
мужская проституция (мужеложество) влекла за собою лишение гражданских прав;
пассивный гомосексуалист, уличенный в занятии политикой, предавался смерти.
Таких презирали еще сильнее, чем неверных жен (супружеская измена смертью не
каралась). Ритуальный педерастический акт был строго функциональным: его смысл
состоял в передаче ребенка из гинекея в мужские руки, в избавлении от пассивной
сексуальности гинекея с тем, чтобы превратить мальчика в зачинателя (отца) и
гражданина (взрослого, активного любовника, воина-охотника). В средние века
гомосексуаллизм (содомия) сурово осуждался церковью. Однако суровые нравы не
сильно страшили гомосексуалистов. О том, что монахи часто занимаются содомией,
писал и Бокачо в
32
своём «Декамероне», упоминал и намного позже Вольтер. У Бокачо гомосексуализм
представляется как грех, однако, говорит он о нём не всегда с ясной позиции
осуждения. Средневековое понятие «содомии», помимо своей многозначности
обозначало не человека, а тип запрещенных действий, с которыми не
ассоциировалась особая социальная или психологическая идентичность. В период
Ренессанса секс стал очень модной темой для разговоров и обсуждений, не
исключая гомосексуализм. Наиболее суровы законы против гомосексуализма были в
Испании - ревностной защитницей католицизма, где в период арабского владычества
гомосексуализм был обычным явлением, а от того и рассматривался как губительное
влияние ислама - вражеской религии. Единственным наказанием за гомосексуализм
могла быть только смерть. В новых условиях реформации, в XVI в. папа римский
Павел IV сжигал гомосексуалистов на кострах вместе с еретиками. В целом, до
середины XIX века отношение к гомосексуализму было отрицательным, и более того
за гомосексуализм полагалась смертная казнь. Однако во Франции уже после
революции 1791 года на фоне философии просвещения и борьбы за права человека,
были отменены все законы, наказывавшие за гомосексуализм, так как человек, по
определению революционеров, был волен делать то, что хочет.
В XIX веке гомосексуализм изучается с позиций новых наук: психологии и
социологии. В медицинской литературе XIX века проблема гомосексуализма была
поставлена иначе. Слово «гомосексуализм» субстанциализировалось и стало
обозначать не только особое психофизиологическое состояние, болезнь, но и
определенный стиль жизни, разновидность человеческого рода, которая по всем
основным показателям отличается от других людей.
Уже первые специальные теории гомосексуальности были неоднозначны. По мнению
французского психиатра А. Тардье, половое влечение к лицам собственного пола —
врожденное моральное и физическое уродство, следствие вырождения, которое
обнаруживается даже в особой форме полового члена; единственный способ борьбы с
ним — карательные меры, вплоть до кастрации.
К этому времени относится деятельность первого в истории активиста, борца за
|
|