Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Сексология :: Лариса АКИМОВА - ПСИХОЛОГИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-
 
о  том,   как  эти  существа,   представляющие  собой мужчину и женщину в их 
единении были разделены богами, то ли за провинности людей, то ли из зависти к 
ним. Эти половины, у Платона, могут быть как гетеро-, так и гомосексуальными. 
Они стремятся к духовному и телесному единению, ибо лишь единение в 
совокуплении может временно восстановить утраченное единство — и то лишь в том 
случае, если одна половина найдет соответствующую ей,  «свою» половину. Миф об 
андрогинах представляет собой попытку решить проблему различия полов, 
следствием которого, в частности, явилась вечная недоступность для мужчины или 
женщины части (утраченной половины) человеческого опыта.
    Библейская формула о сотворении человека «мужчиной и женщиной» также 
нередко трактуется как утверждение первоначальной цельности, двуполости Адама, 
из тела которого позже извлекается Ева. Тесно связан с этим и распространенный 
образ первоначальной бесполости или двуполости младенца, который Юнг считал 
одним из главных архетипов культуры.
29

    Происхождение и смысл подобных представлений вызывают научные споры. 
Современные ученые, в частности американский философ М. Элиаде полагает, что 
идея андрогинии тесно связана темой перемены пола, которая играет важную роль 
во многих обрядах. Так, у австралийцев инициация (обряд посвящения) мальчика 
включает его временное ритуальное превращение в женщину. У многих африканских 
народов (масаи, найди, нуба и др.) инициируемых мальчиков переодевают в женскую 
одежду, а у южноафриканской народности суто одевают в мужское платье 
инициируемых девочек. Широко распространенный обычай ритуальной наготы 
инициируемых мальчиков в течение периода их сегрегации от женщин также 
интерпретируется как знак асексуальности посвящаемого, который, прежде чем 
обрести определенный пол, проходит фазу обладания свойствами обоих полов. 
Символическая инверсия, переодевание мужчин в женскую одежду и обратно, 
характерна и для многих древних праздников, от Сатурналий и Гибристики до 
средневекового карнавала.
    Наивно-натуралистическое мышление склонно усматривать в двуполых божествах 
и ритуальном трансвестизме, простое отражение индивидуальной патологии 
(гермафродитизм, транссексуализм и т. п.). Однако почему такие случаи 
возводятся в культ? В наиболее развитых и сложных мифологиях оппозиция мужского 
и женского начал вообще не сводится к эмпирическим различиям между индивидами. 
Древнекитайская мифология утверждает, что всякое человеческое тело содержит в 
себе и мужское, и женское начало, хотя в женщине больше представлено «инь», а в 
мужчине — «янь»; на разделении органов по этому принципу покоится вся китайская 
народная медицина. На необходимости гармонического сочетания мужского и 
женского начал в одном лице настаивает и тантризм. Из этих представлений 
исходил и К. Юнг, утверждая, что в коллективном бессознательном каждого 
индивида присутствуют два разных архетипа: «душа» (анима), персонифицирующая 
женское начало — смутные чувства и настроения, пророческие предчувствия, 
восприимчивость к иррациональному, способность любить, чувство природы и т. п., 
и «дух» (анимус), персонифицирующий физическую силу, инициативу, организованное 
действие, духовную глубину и рациональность. Только сочетание души и духа 
обеспечивает гармоническое развитие индивида.
   В доисторический период создаются обряды и ритуалы, связанные с таинством 
инициации (посвящения в мужчины, женщины), оплодотворения и рождения, 
устанавливается институт моногамного брака, в котором доминирующая роль 
отводится мужчине.
   Влияние мифологии на развитие сексологии особенно ярко проявляется  в  
заимствовании  имен для обозначения соответст-
30

вующих органов, функций или сексуальных расстройств. Так, женские гениталии 
называли раковиной Афродиты (раковина символизировала тайну оплодотворения; 
Афродита же родилась из морской цены). До сих пор распространено название 
«клитор» для обозначения похотника (Клиторис, дочь Мирмидона, была так мала, 
что Зевс был вынужден превратиться в муравья, чтобы сблизиться с нею). Особенно 
же часто использовали мифологические названия представители психоанализа для 
обозначения различных комплексов. Приведем примеры некоторых из них.
    Комплекс Эдипа - влечение мальчика к матери и ревность к отцу, зависть и 
чувство соперничества за полное владение матерью. Комплекс Электры - женский 
аналог Эдипова комплекса, фиксация либидо на отце при негативном отношении к 
матери и соперничество с нею. Комплекс Афины Паллады - отождествление женской 
психики и поведения с мужскими в результате чрезмерной идентификации дочери с 
отцом. Женщины, страдающие названным комплексом, обычно отличаются 
аналитическим умом, имеют юношескую фигуру, не любят женских нарядов и 
украшений, не пользуются косметикой, предпочитают мужские профессии. Внутренний 
барьер не дает им отдаваться партнеру в сексе, у них часто проявляется 
фригидность и вагинизм. Комплекс Онана - переживания страха и вины, возникающие 
в детстве и обусловленные ожиданием наказания за нарушение древнего табу на 
бесцельную трату семени. Подкрепляется запугиваниями взрослых по поводу вредных 
последствий мастурбации. С началом половой жизни эти страхи приводят к неудачам,
 которые, в свою очередь, подкрепляют тревожное ожидание будущих неудач. 
Комплекс Ореста - ненависть сына к матери, нарушающей отцовское право на 
абсолютное владение ею. В основе может лежать архетип роковой женщины, который 
актуализируется у мальчика в результате страха перед соблазняющей и 
фрустрирующей матерью и подкрепляется затем в ситуациях, когда женщина 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-