|
требовался высокий профессиональный уровень. Чтобы ему соответствовать для
получения
ангажемента, гейши должны были готовиться еще усердней, нежели в период
подготовки к
экзаменам.
Уже через два месяца после получения статуса гейши я аккомпанировала на
сямисэне при
исполнении танца льва на представлении адзума.
Мы сидели по правую и левую стороны оркестровых подмостков и сразу после
танца льва
исполнили новую пьесу к празднику танабата - "седьмой вечер", называемый также
хоси
мацури, "праздник звезд". По лунному календарю он проводился в седьмую ночь
(отсюда
первое название) седьмого месяца.
Первую исполнительницу на сямисэне называют татэ, вторую - ваки. Эту
партию вела я.
Но поскольку позже я была постоянно занята занятиями английским языком в
языковой школе,
у меня, к сожалению, больше не было времени учить пьесы для танцев и
представления адзума.
Здесь мне хотелось бы немного рассказать о театре-ревю "Симбаси". Он был
открыт в
1925 году, чтобы дать публике возможность познакомиться с художественными
достижениями
гейш. Если гейша сама хотела устраивать представление (это называлось "гейша за
свой
кошт"), она должна быть пайщицей театра.
Союзы гейш и чайных домиков Симбаси управляли театром, и в ежегодно
устраиваемых в
июне и октябре танцах адзума на протяжении месяца исключительно были заняты
симбаси-гейши. А в июне еще происходило ревю-представление адзума.
Уже позднее управление театром-ревю перешло к концерну "Сётику".
Сами обстоятельства этого я уже точно не помню. В 1983 году с 28 по 31 мая
там вновь
состоялось представление танцев адзума. Все это настраивает меня немного на
грустный лад.
Вернется ли когда-нибудь золотой век гордых симбаси-гейш?
В день своего экзамена я также предстала перед многочисленной комиссией.
Я должна была исполнить на сямисэне нагауту "Такасаго". Это была
рискованная затея
выступить перед большим собранием выдающихся исполнительниц нагаута, знаменитых
преподавателей и уже ушедших на покой старых мастеров. Даже умелых
исполнительниц в
подобной ситуации подводило волнение, а девушек с крепкими нервами буквально
пробирала
дрожь. Да и сами танцовщицы совершенно терялись и постоянно роняли веер.
В комиссию, прослушивавшую меня, входили, кроме гейш Миёгику и Кикуё, еще
несколько довольно пожилого вида дам, чьих имен я не знала. Они заняли свои
места и
обратили все взоры на меня. Когда я доставала из футляра и долго настраивала
свой сямисэн, то
услышала, как Миёгику громко сказала: "Девочка играет весьма неплохо". Это
сразу же
успокоило меня, и я стала играть прелюдию. По ее окончании мне сказали, что
этого
достаточно, и все мне заулыбались. Я прошла испытание. Разница между новичком и
тем, кто
уже долго играет, заметна сразу и проявляется в том, как настраивают и держат
сямисэн.
Выдержав экзамен, начинают готовиться к своему дебюту, о-хиромэ.
Поскольку я не была на содержании, то могла сама выбрать цвет кимоно для
своего
о-хиромэ. Я была уверена, что пройду испытание, и поэтому Эригику прислал мне
два кимоно
для репетиции.
Примерно неделю или десять дней перед о-хиромэ мы особо были заняты так
называемым
минараи ("обучение посредством наблюдения"), иначе совершенно не представляли
бы себе,
как протекает подобное представление о-хиромэ.
Образование гейши основывается большей частью на такого рода "обучении
посредством
наблюдения", когда стараешься все подмечать. Девушка, рожденная в среде
обитателей чайных
домиков, имеет возможность учиться правилам поведения в обществе, даже если она
сама еще
и не выходила в свет. Но при обычном домашнем воспитании девушки не знают, как
вести себя
|
|