|
невероятно храбрых героях.
Позже мы стали называть сэнсэй слепого массажиста, повара и вообще всех.
Но раньше
часто случалось так, что обычные люди считали, что над ними подтрунивают, когда
к ним
обращаются со словом сэнсэй.
Сэнсэй прежде служило обращением ко всем преподавателям в университетах,
школах и
детских учреждениях. Помимо них, так уважительно обращались еще к врачам и
адвокатам.
Всех владелиц заведений именовали оками-сан - хозяйка. О женщине, которая
была
выходцем верхнего города, не говорили как о госпоже.
Но жены врачей и учителей, даже если они происходили из верхней части
города, были
госпожами, тогда как зеленщицы и торговки рыбой таковыми не считались.
Оками-сан
оставалась окалш-сан вне зависимости от размеров ее ресторана или рёкан -
гостиницы.
Когда однажды одного из гостей, что отправлялся за границу, мы повезли в
Йокохаму, нас
сопровождала служанка из чайного домика "Юкимура" ("Заснеженная деревня"), что
в
Симбаси.
- Я лишь замещаю свою госпожу, которая сегодня занята, - извинялась она.
При этом разговоре присутствовал Мацуи Суй-сэй.
- Ну вот, окалш-сан одного из заведений в Цу-кудзи уже выбилась в госпожи.
Видать,
далеко дело заходит, - с огорчением заметил он.
В последующие годы уже всех стали называть "госпожами", даже жен пекарей и
молочниц, однако в пору моей юности японский язык был еще значительно богаче
смысловыми
оттенками, нежели сейчас.
Впрочем, сам Мацуи Суйсэй перебрался в Голливуд. Он был прирожденным
"озвучивателем" немых фильмов. Когда из Америки приезжали варьете вроде
Marcus-Show, он
непременно вел их по-английски и по-японски. Как я помню, он выступал в
Marcus-Show
вместе с актером Дэнни Кеем, который тогда только начинал свою карьеру.
Теперь я хочу немного рассказать о своей лучшей подруге Коэйрё. Она была
выходцем из
одного большого заведения гейш и прославилась своим исполнением танца куклы.
Когда мне, к примеру, не давала прохода какая-нибудь злюка гейша, я могла
быть
совершенно уверена, что она придет мне на помощь, приструнит не в меру
разошедшуюся
гейшу и защитит меня. Когда я однажды со своей высоко взбитой прической надела
фиолетовое
кимоно с живописным рисунком, одна язвительная гейша бросила мне в лицо:
- Ты выглядишь как чья-то богатенькая дочурка, спешащая на олшсш, а вовсе
не как
гейша. Ну мы и разоделись!
Неброское кимоно, высоко взбитая прическа, чтобы по возможности выглядеть
дочкой
богатых родителей, - все это было во вкусе моей бабушки.
Когда появлялась Коэйрё, у меня сразу же становилось легко на сердце. Он
была
прирожденной гейшей и бойкой на язык. Когда я была готова расплакаться, а
внутри все
клокотало от гнева, она быстро находила нужное словцо, которое я бы сама с
удовольствием
вставила.
И как раз она, моя лучшая подруга, должна была стать женой маэстро Янагия
Кингоро.
Все началось с посиделок у жаровен в хакобэя. Коэйрё имела большой талант к
подражанию, и
особенно ей удавалось передразнивать маэстро Кингоро. Так зародилась большая
любовь, что
заставило ее бросить занятие гейши и выйти замуж за Кингоро. У них родилось
трое детей -
две девочки и мальчик, который стал певцом стиля роккабилли (исполнение
народных песен в
ритме рока). Кингоро, который не мог оставить своих любовных похождений, почти
сорок лет
заставлял страдать Коэйрё.
Другой моей доброй приятельницей была Ити-судзу, "Колокольчик". Она долгое
время
была любовницей знаменитого режиссера Одзу Ясудзиро, но, поскольку его мать
была против
|
|