|
Интереснейшую локальную группу памятников рунического письма, датируемых
концом XI - началом XIV веков, образуют памятники, собранные при проведении
археологических раскопок в Витебской области Белоруссии на городище Масковичи.
В настоящее время большинство этих памятников хранится в частных коллекциях в
Москве. Весьма фрагментарно эти памятники были опубликованы Л.В.Ду-чиц и Е.А.
Мельниковой в "Древнейших государствах..." за 1980 г21. Несколько большее
количество памятников этой группы было опубликовано нами в 6-м выпуске "Мифов и
магии индоевропейцев"22.
Большинство этих памятников представляет собой предметы из кости (реже -
дерева) с нанесенными на них надписями явно рунического начертания. Попытки
дешифровки надписей, сделанные исходя из довольно спорного предположения об их
германском происхождении, результатов не дали. В целом, мы считаем надписи явно
славянскими; такого же мнения придерживаются и многие белорусские археологи и
историки - например, А.А.Дучков, которому мы благодарны за предоставленные
материалы по раскопкам в Масковичах.
Рунические надписи. 1. Белоруссия. 2-3. Россия. 4-5. Польша. 6. Рунический
строй из труда Арнкиля, XVII в. Обратимся, наконец, к самой, пожалуй,
многочисленной и известной группе памятников славянского рунического письма,
так называемым "вендским" рунам, распространенным у западных (балтийских)
славян.
К этой группе мы относим обнаруженные на землях западно-славянского племени
лютичей Микоржин-ские рунические камни, уже описанные нами культовые
изображения из храма Радегаста в Ретре23 и ряд других памятников. Название
группы образовано от Venda Runis, т.е. "вендские руны", что можно встретить в
скандинавских источниках.
Объединять в одну группу столь различные по своему характеру памятники нас
побуждает не только привязка их к одной территории и к одной этнической
общности, но и более важная причина - сходство использованных алфавитов.
Во-первых, все знаки микоржинских надписей находят себе соответствия среди
ретринских рун (см. таблицу), причем, две руны (№№ 1 и 19), содержащиеся как в
надписях на Микоржинских камнях, так и в надписях на культовых предметах из
Ретры, отсутствуют в любых других распространенных рунических алфавитах.
Во-вторых, количество символов, использованных в ретринских надписях (25-30),
совпадает с предполагаемым количеством рун в микоржинском алфавите. Кроме того,
необходимо, вероятно, отметить любопытный факт: изображение на Микоржинском
камне №1 почти повторяет изображение №14 из опубликованной нами коллекции
ретринских предметов.
Ягич в упомянутой уже работе объявляет подделками все известные ему
памятники этой группы. В распоряжении Ягича находился труд М.Т.Арнкиля (Arnkiel,
1691), нам, к сожалению, недоступный. По словам Ягича, Арнкиль не затрагивает
вопрос о славянских рунах, но приводит список уникального германского
рунического строя, содержащего ретринские руны №№ 2 и 19. Полагая появление
этих рун в строе Арнкиля результатом ошибки гравера (?), Ягич делает вывод о
том, что эти "неправильные" руны были использованы фальсификаторами всех
памятников вендской группы, что, якобы, и подтверждает их подложность. Однако
нам кажется странным предположение об "ошибке" гравера Арнкиля, и мы, со своей
стороны, склонны считать наличие ретринских рун №№ 2 и 19 в строе Арнкиля
дополнительным косвенным свидетельством в пользу подлинности самих надписей.
Следует также упомянуть, что руна, аналогичная знаку №2, присутствует в
рунической надписи на коровьем ребре из Новгорода24, обнаруженном при раскопках
в 1956 г.
Остановимся несколько подробнее на основных памятниках этой группы.
"Микоржинскими руническими камнями" на настоящий момент именуются три камня,
несущие изображения и рунические надписи. Обнаружены они были в 1836 году в
Познанской области (Польша). В пользу подлинности надписей на Микоржинских
камнях выступали такие исследователи, как Пржездзецкий, Цыбульский, Лецеевский,
Шульц, Пекосинский и др. Обратную точку зрения отстаивали де Куртенэ, Неринг,
Ягич. Прорисовки камней опубликованы многими исследователями, в том числе
Лецеевским25.
В надписях использовано 15 или 16 знаков; общее же количество рун в данном
алфавите оценено нами по результатам комбинаторного анализа надписей26 как
превышающее 24-25, но вряд ли большее, чем 30-32. Из полутора десятка известных
знаков больше десяти приближается по начертанию (или совпадает) со знаками
младших скандинавских рунических алфавитов. Наиболее близки они к датским рунам
начала II тыс. н.э. Вместе с тем присутствуют и знаки, неизвестные в
Скандинавии. Кроме того, попытки прочесть надписи как германские неизбежно
приводят к неудаче, так что славянское их происхождение вряд ли может быть
оспорено.
Традиционным для первого камня является прочтение SMIR PROVE KMET, но
Пекосинский читал надпись иначе: SAIR ERDWD TDAT, что, в отличие от первой
трактовки, не допускает перевода. Для второго камня (с лошадкой) Пекосинский
дает следующую транслитерацию: SAIR TOGOTHLV WOIV S LVTWOI. Нам остается
неизвестным, как именно Пекосинский предполагал переводить данный текст. Ягич,
сохраняя негативную позицию, транслитерирует надпись несколько более
вразумительно: SMIR BOG(O)DAN VOIN LIUTVOI S.
А.А.Бычков дает следующий перевод надписей: СМИРЖ ЖЕРТВОЙ ЛЕЖИТ (№2) СМИРЖА
ОТЕЦ ЛЮТЕВОЙ ВОИНУ С[ЫНУ] (№1)
Если Микоржинские камни являются памятниками, подлинность которых гораздо
|
|