|
может вызвать сомнение14.
Стремясь сохранить здесь нейтральную позицию по отношению к двухсотлетнему
спору между сторонниками и противниками существования славянской рунической
культуры, мы не делаем никаких окончательных выводов - кроме принципиального
вывода о самом существовании славянских рун. Кроме того, мы намеренно не
предпринимаем никаких попыток дешифровки надписей, дабы не увлечься и не
поддаться соблазну построить нечто из ничего15. Далее, мы оставляем в стороне
такие источники, как Велесова Книга и Боянов Гимн, по двум причинам: из-за
отсутствия на данный момент прямых доказательств их подлинности, и из-за
отсутствия ясности, можем ли мы относить памятники письменности этого типа
(если они являются подлинными) к руническим.
Итак, мы приступаем к описанию памятников славянского рунического искусства
- искусства, поскольку самое письмо (тем более письмо символами священными,
каковыми традиционно почитаются руны) всегда полагалось таковым в традиционной
культуре Европы.
Древнейшие из известных нам памятников этого искусства относятся к
черняховской археологической культуре и датируются приблизительно II-IV веками
н.э. Эти памятники образуют своеобразную и обособленную группу, четко
выделяемую по материалом археологических раскопок Рыбакова (шестидесятые годы),
Тихановой (1957-1962 годы) и других исследователей на территории
распространения черняховской культуры. Некоторые памятники определяются как
предположительно рунические самими руководителями полевых работ16, другие
представляются весьма сомнительными.
К числу несомненно рунических относятся, например, знаки на обломках
керамики из раскопок у с.Лепесовка, опубликованных М.А.Тихановой; того мнения,
что данные знаки являются следами письменности, придерживался, кроме того, и
известный румынский археолог Б.Митря. Другой пример - знаменитый "рипневский
фрагмент" - осколок керамики из-под Рипнева, несущий надпись, вероятно,
руническую и опубликованный в фундаментальном двадцатитомном издании
"Археология СССР"17.
Таким образом, само существование рунической культуры у Черняховских племен
следует считать установленным фактом. Другое дело, что целым рядом
исследователей (М.А.Тиханова, М.Л.Серяков и др.) эта письменность приписывается
не славянам, но германцам, и прежде всего готам. Да, действительно, готы в
своей миграции достигали территории распространения черняховской культуры и
вполне могли оказать некоторое влияние на этногенез Черняховских племен, но
доводы, представляемые в пользу германского происхождения черняховской
письменности, по меньшей мере, странны. Логика этих доводов такова:
черняховские руны являются германскими постольку, поскольку германцами являются
сами черняховцы; последнее же выводится из того, что они пользовались
германскими рунами, которые являются германскими потому.., и так далее, по
замкнутому кругу. И это несмотря на то, что уже академиком Б.А.Рыбаковым была в
свое время показана несостоятельность версии готского происхождения
Черняховской культуры, относимой этим выдающимся исследователем к кругу
важнейших праславянс-ких культур начала-середины I тысячелетия н.э.
Несколько более поздними можно, вероятно, считать памятники условно
определяемой "среднеевропейской" группы. В отличие от археографических
памятников Черняховской культуры, представляющих собой предметы, обретенные в
результате раскопок, группа памятников средней Европы образуется, в основном,
наскальными надписями, обнаруженными в разное время и описанными разными
авторами.
Так, например, Жункович упоминает восемь словацких наскальных рунических
надписей, известных уже в начале XX века, но к моменту выхода его работы (1918)
еще не изученных18. Еще одну надпись - Велестурскую, обнаруженную в Южной
Словакии близ слияния Вага и Туроча, неподалеку от Велестура, упоминают и
Жункович19, и Ружичка20.
К этой же, возможно, группе памятников славянского рунического письма
принадлежат и знаменитые Шутгардские (Шутерадские) надписи. Первая из них
("большая" Шутгардская или Ситская надпись) была обнаружена в 1928 году близ
села Ситово, неподалеку от руин древнего Шутгарда. Первое описание надписи
принадлежит секретарю археологического общества в Пловдиве Пееву: "При
внимательном осмотре южной стены пещеры (стена представляет собой почти
отвесную скалу) мы обнаружили, что примерно в двух метрах от пола высечена
гладкая отшлифованная полоса шириной от 23 до 30 см и длиной 260 см. На этой
полосе выдолблены какие-то загадочные знаки. Без сомнения, надпись сделана
рукою человека. Знаки напоминают так называемые рунические письмена, которыми
пользовались древнегерманские народы..." Расшифровать надпись Пееву не удалось.
Следующая попытка дешифровки была предпринята в начале пятидесятых годов
академиком Гошевым. По его мнению, надпись была выполнена мастерами славянского
племени рунхинов; начало надписи Гошев переводил как "Я, князь рунхинов..." К
сожалению, Гошев не успел закончить труд по дешифровке и переводу надписи.
Впоследствии попытки чтения надписи предпринимались неоднократно. В
качестве примера приведем перевод надписи, принадлежащий проф. Титову: "В 6050
году (542 г. н.э.) учил язык и старинные писать, князь (?) елания из Весланида
(предположительно - Фессалоник)". Однако ни этот, ни другие варианты прочтения
и перевода надписи не кажутся нам хотя бы в какой-то степени убедительными.
Малая Шутгардская (Ситская) надпись была обнаружена Пеевым в той же пещере,
что и предыдущая. Из его отчета: "восточная стена пещеры представляет собой
огромный каменный блок. Здесь мы также обнаружили надпись высотой 23 см и
длиной 80 см." Как и первая, надпись не дешифрована.
|
|