|
факт существования у славян докириллической письменности подтвержден ныне рядом
исследователей5.
Обращаясь собственно к теме данной статьи - к славянским рунам, - следует
отметить, что на протяжении последних двух тысячелетий существовала не одна
(какая бы то ни было) система славянского письма, но несколько таких систем,
развивавшихся независимо и принципиально отличающихся друг от друга. Одной из
таких систем была собственно руническая письменность. В качестве примера другой,
независимой системы письма можно привести письменность, исследованную М.Л.
Серяковым и названную им "исконной русской". Этот автор рассматривает целый ряд
памятников, выполненных, по его мнению, одними и теми же знаками, родственными
древнеиндийскому письму Брахми6. В целом выводы М.Л.Серякова выглядят весьма
правдоподобными, хотя и заслуживают определенной критики - прежде всего в
отношении определения типологии того или иного археографического памятника и в
отношении неуказания возможных путей развития исследованной письменности и ее
возможных аналогов.
Теперь мы переходим к рассмотрению самих славянских рун, и прежде проясним
вопрос о происхождении самого термина, означающего литеры рунического письма.
Традиционное ныне толкование слова руна устоялось в научной среде еще в
конце прошлого столетия. Совершенно справедливо германское runa, rune,
обозначающее литеру рунического письма, связывается с готским runa -тайна и др.
-нем. глаголом runen(совр. нем. raunen) в значении шептать7. Некое разнообразие
в трактовку слова руна внес Найджел Пенник, указавший на его
несевероевропейские параллели: др.-кельт, run, ср.-валл. rhin со значением
шепот, шептать; совр. ирл. run - тайна; шотл.-гэльск. run - жребий8.
Практически все современные исследователи упускают из вида славянские языки (к
слову, гораздо более близкие к скандинавским, чем те же кельтские). Не так
обстояло дело в конце XIX - начале XX веков, во время расцвета исследований по
славянской рунике.
Так, пытался в свое время связать слово руна с серб, gronic - говорить
польский славист А.Кухарский. Против такого толкования равно выступали В.
Цыбульский и И.Ягич, находя его "сумасбродным". А вот против более позднего
предположения Д.Жунковича9 ни один исследователь не смог выдвинуть никаких
контрдоводов. Версию Жунковича попросту забыли, как это нередко случалось в
области славянской рунологии. В свое время мне довелось придти к тому же выводу,
какой был сделан Жунковичем, почти независимо от этого исследователя. Меня
поразило существование множества славянских рек, носящих загадочное имя Руна10.
В большинстве случаев этимология этих названий считается невыясненной. Но ведь
существует старый славянский корень рун: именно от него происходят рус. рана,
ранить, рыть, укр. рилля - борозда. По Жунковичу, этот же корень содержит
глагол рути - резать и существительное руна, означающее прорез, борозда, ...
РЕЗА. Не этими ли резами чътеху и гатааху древние славяне?
Любопытно, что основа run/ran со значением резать, ранить была известна и
древним германцам, -и удивительно, почему на этот факт не обращают внимание
исследователи. Так, знаменитый наконечник копья из Дамсдорфа, датируемый первой
половиной I тыс., несет руническую надпись RANJA, переводимую как "пронзающий",
"наносящий ранения", "ранящий"11.
Вероятно, термин руна происходит все же от древнейшей
славяно-североевропейской основы со значением резать (что выглядит
естественным), в то время как появление европейских слов того же корня, но уже
носящих значение тайна, говорить в тишине - вторично и связано с магическим
применением древних резаных знаков, древних рун.
Существует целый ряд письменных и иных косвенных свидетельств существования
дохристианской письменности у славян и в том числе письменности рунической.
Однако единственными прямыми свидетельствами могут все-таки служить лишь сами
памятники славянского рунического письма. Странным образом сложилось так, что
все исследователи славянской школы рунического искусства на протяжении почти
двух столетий непременно попадали в один из двух враждующих лагерей,
представители одного из которых отвергали все доводы в пользу славянских рун и
все предметы с рунами, отличающимися от Футарка, объявляли подделкой (Ягич и др.
), а представители противоположного лагеря - любую царапину на археологических
находках истолковывали как славянские руны (Классен, Воланский и др.).
Разумеется, подобный максимализм обеих враждующих сторон ни в коем случае не
мог привести к установлению истины. Более того, подобная ситуация сохраняется и
поныне, когда одни исследователи брезгливо морщатся при упоминании о
докириллической письменности славян, а другие - читают на современном русском
без разбору все надписи всех времен и народов - от знаков на печатях Хараппы до
латинских эпитафий на римских надгробиях.
Так, Классен вслед за Воланским объявляет древними славянскими рунами знаки
италийских (в том числе - этрусского) алфавитов и в трех выпусках своих "Новых
материалов к истории..." приводит славянское прочтение многих десятков надписей
с Италийского полуострова12. Наивность и необоснованность трактовок Воланского
и Классенa могла бы вызвать умиление, если бы их публикации не вводили многих в
заблуждение до настоящего времени. В то же время Ягич в своей большой работе
"Вопрос о рунах у славян"13 излагает настолько негативный взгляд на проблему
славянских рун, что вся западнославянская археологическая наука XIX -начала XX
веков невольно представляется коллекционированием и описанием бесчисленных
подделок.
Все это наводит на мысль о необходимости трезвого непредвзятого анализа
существующих к настоящему времени памятников, могущих иметь отношение к
славянской школе рунического искусства, само существование которой вряд ли
|
|