|
можем смело утверждать, что традиция рунической магии в полном своем объеме
сохранялась, как минимум, до XI - XIII веков, в поврежденном и частично
деформированном виде - до позднего Средневековья, а в качестве реликтов и
останцев древней высокой магии - вплоть до текущего столетия...
Руническая тайнопись
Помимо новых рунических алфавитов, жрецы и маги Северо-Запада разработали, со
временем, и новые приемы рунического письма. Таких систем, применявшихся в
качестве тайнописи, в магических целях или просто для сокращения пространства,
занимаемого рунической надписью, было создано довольно много. Расшифровать
надпись, сделанную рунами в одной из подобных систем, не владея ключом к ней
или, по меньшей мере, не зная приблизительно ее содержания, практически
невозможно.
Одним из результатов подобных экспериментов магов стала традиция использования
вязаных рун, т.е. написания двух или нескольких рун таким образом, чтобы
определенные их элементы (как правило, вертикальная черта) совпадали. Например,
в оригинале надписи на камне Водурида использованы совмещенные руны, несущие
звуки da и ha. Неприятная сторона этой традиции заключается в том, что даже в
простейших вариантах некоторые знаки могут быть прочитаны двояко (например, wR
и rR записываются одним знаком), не говоря уже о том, что порядок следования
звуков почти всегда неустановим (например, aR=Ra, wR=Rw, ne=en и т.д.).
Довольно часто маги, работающие в технике вязаных рун, не ограничивались
простыми комбинациями из пары рун. В таких случаях возникали рунические надписи,
каждый знак которых представляет собой вязь из нескольких рун. Чтение таких
рунических текстов весьма затруднительно; часто их авторы и не стремились
сохранить читаемость надписи - для магического воздействия это совершенно не
существенно. Примером такой вязи может послужить надпись на Валаамском камне,
однозначная дешифровка которой вряд ли возможна.
Другой техникой рунической тайнописи является применение зеркальных рун, то
есть рун, симметрично удвоенных относительно горизонтальной или вертикальной
оси (стержня). Зеркальные руны, надо сказать, применялись не только как
средство простейшей тайнописи, но и как способ усиления магического воздействия
рун. Считается, и, вероятно, не безосновательно, что руна, начертанная дважды
или трижды, действует эффективнее, нежели одиночная, а надпись, выполненная
зеркальными рунами, оказывается, как нетрудно заметить, начертанной дважды.
Отмечу, что обе описанные техники могут применяться одновременно, и знаки таких
надписей совершенно неудобочитаемы для непосвященного. Вместе с тем, такой
подход позволяет создавать емкие активные (в магическом смысле) комбинации рун
- например, зашифровывать в одном знаке рунические сакральные слова, речь о
которых пойдет в соответствующей главе.
Из средневековых трактатов и древних надписей нам известно и несколько других
техник рунической тайнописи, основанных на совершенно иных принципах.
Большинство из них использует замену руны двумя совмещенными символами (двумя
совмещенными группами символов), передающими номер атта, которому принадлежит
руна, и номер самой руны в этом атте. Так, классическая техника, называемая в
трактатах Hagalruna, использует замену каждой руны на вертикальный стержень с
отходящими от него ветвями. Левые ветви при этом означают номер атта, правые -
номер руны в атте.
Наконец, нужно упомянуть и о том, что во многих надписях, в том числе
выполненных Младшими Рунами, встречается - помимо всего прочего - употребление
Старших Рун Футарка в качестве идеографических символов. Так, в надписи
Стентофлен есть строка, переводимая как: Хатуволафор дал... и замыкаемая руной
Йер (Футарк, 12). Здесь старшая руна Йер должна читаться не как звук j, но как
понятие - урожай, урожайный год. Аналогичным образом в Валаамской надписи,
упомянутой выше, употреблена, согласно дешифровке Е.Лазарева 1, старшая руна
Перт (Футарк, 14).
Славянские руны
На настоящий момент много уже сказано о родстве германских и славянских языков.
По сути, те и другие представляют собой две ветви одного языка, изменившиеся со
временем почти до неузнаваемости. Однако же древний этот язык просвечивает
все-таки сквозь муть позднейших трансформаций и наслоений. Интересно, что
славяне сохранили этот древний язык в гораздо более чистом виде. Так, русское
слово хлеб и происходящее от него хлев принадлежат этому языку, но германцы уже
в I тысячелетии от Р.Х. утратили их, заменив на современное bread. Сугубо
скандинавское, казалось бы, слово ярл (знатный военачальник) происходит от
древнего орёл - боевой клички сильнейшего в дружине; но сейчас орёл сохранилось
лишь у славян, германцы же (англичане, например) используют слово eagl.
Подобных примеров можно привести много, и один из них - этимологию термина руна
- стоит разобрать несколько подробнее, поскольку он имеет самое прямое
отношение к теме данного раздела.
Традиционное ныне толкование слова руна устоялось в научной среде еще в конце
прошлого столетия. Совершенно справедливо германское runa, rune, обозначающее
литеру рунического письма, связывается с готским rыna - тайна и др.-нем.
глаголом rыnen (совр. нем. raunen) в значении шептать. Некое разнообразие в
трактовку слова руна внес Найджел Пенник, указавший на его несевероевропейские
параллели: др.-кельт. run, ср.-валл. rhin со значением шепот, шептать; совр.
ирл. run тайна; шотл.-гэльск. run жребий. Однако практически все современные
исследователи упускают из вида славянские языки (к слову, гораздо более близкие
к скандинавским, чем те же кельтские). Не так обстояло дело в конце XIX -
начале XX веков, во время расцвета исследований по славянской рунике.
Так, пытался в свое время связать слово руна с серб. gronic говорить польский
|
|