Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Руны и Рунная Магия :: А. Платонов :: А. Платонов - Руническая Магия
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-
 
изображение и руническая надпись, гласящая: Я, Хлевагаст из рода Холтиев, рог 
сотворил. В качестве примера посвятительной рунической надписи можно привести 
прочтение рун, начертанных на одной из древних фибул (фибула - своего рода 
застежка, скрепляющая ворот плаща): Босо резал руны - тебе, Даллина, он дал 
[фибулу - авт.].
* * *
Никогда руны не оставались неизменными.
В V веке от Р.Х руническое письмо и руническая магия пришли на Британские 
острова - вместе с германскими племенами англов и саксов. Британские маги и 
жрецы не удовлетворились Футарком и создали свой собственный рунический строй, 
являющийся переработкой и дополнением исходного (Футарка). Эти руны (их 28) 
известны как ранние англо-саксонские. Позднее, к IX веку, был создан еще один 
англо-саксонский рунический строй, содержащий уже 33 знака - поздние 
англо-саксонские, или нортумбрийские, руны. (Нотумбрия - одно из древних 
англосаксонских королевств в Британии)
Как и на Британских островах, в Скандинавии руны тоже постепенно менялись, но 
скандинавские жрецы пошли по обратному пути. Сохраняя для магических 
надобностей Футарк, они вырабатывали все новые и новые рунические алфавиты, 
применявшиеся почти исключительно как средство письменности. Так, первые 
переработанные алфавиты содержали 16 знаков, близких по начертанию к рунам 
Футарка, последние (XI - XII вв.) - 15 и меньше знаков, иногда не имеющих с 
Футарком ничего общего. Всего в Скандинавии было создано около десятка 
алфавитов: несколько в датском стиле и немного больше - в шведско-норвежском. 
Эти скандинавские переработки Футарка называют иногда Младшими Рунами.
Младшими Рунами выполнено огромное количество надписей на памятных камнях в 
Скандинавии; общее количество таких камней, если добросовестно подсчитать их, 
перевалит, вероятно, за три-четыре тысячи. В абсолютном большинстве своем эти 
надписи датируются XI веком, не связаны с какой-либо магией и являются чисто 
мемориальными сооружениями.
В качестве примера приведем здесь фотографию рунического камня из Шюсты. Руны 
высечены на туловище змея, образующем три широкие петли, охватывающие 
изображение креста. (Надо отметить, что это достаточно характерно для 
младшерунических надписей на стоячих камнях - сочетание христианского креста и 
языческого символа Змея. Впрочем, многие исследователи орнаментов на рунических 
камнях считают, что и крест здесь - переосмысленный с приходом христианства 
языческий символ.)
Перевод надписи таков (Е.А.Мельникова):
Руна велела сделать [этот] монумент по Спьяльбуду и по Свейну, и по Андветту, и 
по Рагнару, сыновьям своим и Хельги; и Сигрид по Спьяльбуду, своему супругу. Он 
умер в Хольмгарде (Новгород Великий) в церкви [св.] Олава.
Эпир резал руны.
С введением христианства и распространением латинского алфавита руническое 
письмо быстро потеряло свое значение основного средства письменности, хотя 
просуществовало после этого достаточно долго.
Несмотря на откровенно воинствующий антиязыческий настрой набирающего силу 
христианства, вытеснить использовавшиеся в течение многих и многих веков 
рунические знаки оказалось далеко не просто. Как уже говорилось, число 
памятников рунического письма, датирующихся началом I тысячелетия (т.е. 
созданных уже после крещения Скандинавии) огромно; более того, языческие руны 
проникли даже в христианский ритуальный обиход. Прекрасный тому пример - 
высеченная из светлого камня крестильная купель из церкви Бурсерюд в Смоланде.
На чаше этой купели, вытесанной как единое целое из блока песчаника и 
датируемой XIII веком, выбита надпись, выполненная классическими младшими 
рунами:
Аринбьерн сделал меня, Видкунн Священник написал меня, и здесь (я) буду стоять 
некое время.
Одним из важнейших направлений использования рун в позднее время стало, не 
считая чисто магических целей, создание рунических календарей. Распространены 
они были почти по всему северу континентальной Европы, а также в областях, 
соседних северным странам. В Норвегии эти календари называли primstav, в Дании 
- rimstok (от rim - календарь и stok - палка). В Скандинавии такие календари 
использовались до середины XIX в., в Карелии и северных районах России - 
значительно дольше.
Один из таких календарей изготовлен в начале XIX в. в Карелии и хранится в 
данное время в Петрозаводском историко-архитектурном музее. Знаки календаря 
нанесены на деревянный посох длиной 1.5 м. Как и большинство рунических 
календарей, календарь Петрозаводского музея - вечный.
Другой интересный пример - литовский рунический календарь, хранящийся в 
Вильнюсском Музее истории и этнографии. Этот календарь значительно древнее 
(XVII в.); в отличие от большинства ему подобных, выполненных в виде посоха, 
этот памятник представляет собой книжку из 10 дощечек размером 6х8 см.
В целом же прекращение использования рунических знаков как алфавита относится к 
XIV - XV вв.. Однако руническая традиция оказалась чрезвычайно устойчивой, и 
отдельные случаи применения рун зафиксированы и гораздо позже. Так, в 
Скандинавии для мемориальных надписей и построения заклинаний руны 
использовались вплоть до XVI в., а на острове Готланд - еще и в XVII в.. Более 
того, существуют данные, что в отдаленных областях Швеции, таких, как Даларна и 
Херьедален, для особенно важных записей руны изредка использовались и в 
середине текущего столетия.
Если же говорить о сугубо магическом использовании рунических знаков, то мы 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-