|
италийских венетов.
С праобразом рун - североиталийским письмом - народы Центральной и, возможно,
Северной Европы познакомились не позднее второй половины I тысячелетия до Р.Х.
В 1812 году, во время раскопок близ Негау (Австро-Венгрия) было обнаружено
более двух десятков бронзовых шлемов, датированных IV веком до Р.Х. Эти находки
определяют переходный этап развития Искусства, которому посвящена настоящая
книга - этап трансформации италийских символов в северные руны. Дело в том, что
надпись на одном из шлемов, выполненная алфавитом, переходным от италийского к
руническому, по языку явно принадлежит предкам будущих скандинавов. Надпись
транслитерируется как Harigast i Teiva; оба слова, соединенные предлогом
(союзом?) i, являются именами собственными, причем последнее - Teiva - чаще
всего трактуется как вариант имени общегерманского бога войны и неба Тива
(Тюра).
Вероятно, к середине II века от Р.Х. был сформирован классический
общегерманский рунический строй - Футарк. Первоначально он появился в Дании,
примерно к III в. от Р.Х. относится его распространение в остальной Скандинавии,
к IV - V векам - на континенте.
Предостерегу от возможной ошибки: Футарк - не алфавит в обычном понимании этого
слова, а именно рунический строй или ряд, т.е. жестко закрепленный перечень рун,
с их фонетическими и магическими значениями и именами. Футарк содержит 24
знака, разбитых на три группы - атта (att); каждый атт состоит из восьми рун.
По фонетическим соответствиям рун первого атта - f, u, th, a, r, k,... - этот
строй и получил свое название - Futhark.
* * *
До наших дней сохранилось около двухсот надписей, выполненных рунами Футарка
или, как иначе говорят, Старшими рунами. Большинство из них - это надписи на
камнях, оружии и ювелирных изделиях.
Иногда надпись на руническом камне представляет собой всего лишь несколько
знаков, иногда она может быть именем человека или магическим словом.
Встречаются и камни, содержащие целые сочинения. Такова, например, Эггьюмская
надпись (см. рис.), перевод которой, хотя и возможен лишь отчасти, чрезвычайно
интересен:
Камень не был (освещен) солнцем,
и нож не коснулся его;
(злые) волшебники не должны обнажить (камень),
ни обманутые,
ни ослепленные колдовством.
Тот сотворил навье море
и смазал им уключины
утомленной от просверливания ладьи.
Кто пришел сюда, в страну коней...
Рыба плывущая...
Птица поющая...
Он погиб коварной смертью.
Впрочем, надписей, столь загадочных, как Эггьюмская, - единицы. В большинстве
своем рунические надписи на камнях имеют мало общего с магией. Такова, например,
старшеруническая надпись на камне Водурида, ставшая классическим примером.
Надпись гласит:
Вив резал этот камень для Водурида.
Три дочери поделили наследство,
как самая близкая его родня
среди оставшихся в живых.
А я, Вив, резал руны
для моего лорда - Водурида.
Многие камни, помимо надписи, несут еще и рельефные, иногда окрашенные,
изображения, представляющие, как правило, богов и героев. Так, на памятном
камне с острова Готланд (VIII в. от Р.Х.) изображены Один, въезжающий на
прекрасном восьминогом коне - Слейпнире - в свои владения, Вальхаллу, чертог
павших воинов, и встречающая его валькирия, крылатая дева боя.
Кроме камней с письменами, земля и частные и университетские коллекции
сохранили для нас и другие памятники рунической магии. Это, например, надписи,
сделанные на оружии, содержащие имя его владельца или имя самого меча или
наконечника копья. Одной из древнейших таких находок считаются наконечники
копий из Бреста (бывш. СССР), время изготовления которых определяется как
начало I тысячелетия от Р.Х.. Классические алфавитные руны Футарка сочетаются
на их поверхности с неалфавитными руническими знаками, такими, как трех- и
четырехветвевая свастика, круг с точкой в центре и т.д.. Любопытен и
металлический наконечник ножен меча из Шлезвига, выполненный в виде
стилизованного черепа. На каждую из его сторон нанесено по надписи, значение
которых до сих пор достоверно не известно. Предполагается лишь, что слова эти
являются именами двух людей, так как они близки к двум родовым германским
именам. Но почему эти имена нанесены на ножны меча? Что это - свидетельство
боевой дружбы или дарственная надпись - или что-то иное?
Рунические надписи на древних ювелирных изделиях весьма разнообразны, причем
добрая их половина содержит заклинания или магические слова и сочетания рун;
некоторые повествуют об авторе или о владельце данного предмета. Классическим
примером такого рода является, несомненно, золотой рог из Галлехуса. По его
краю идет замечательное по исполнению и не до конца еще понятое мифологическое
|
|