|
принципов могут быть получены все остальные его идеи, концепции и мистические
интерпретации.
Первый принцип — принцип диады (zwei-einig-zweispaltige Zweiheit — Г. фон
Л.) — наглядно иллюстрируется листовским представлением о соотношении Материи и
Духа. Согласно его учению, Материя есть ни что иное, как затвердевший или
сконденсированный Дух, откуда следует, что нет существенной разницы между
«духовным началом» и «началом материальным» — разница лишь в условиях, в
состоянии, в котором находится эта сущность. Таким образом фон Лист снимает,
например, парадоксальный вопрос философии о первичности материи или сознания,
объявляя их равнозначными и переходящими одно в другое.
Отсюда вытекает другая диада, компоненты которой вне Традиции нередко
воспринимаются как взаимоисключающие, — диада «духовное развитие-развитие
земное». Или, в формулировке фон Листа — духовное совершенствование и
поддержание связи со своим народом. Сам он настаивает на необходимости
«духовного» развития, но вместе с тем настаивает и на необходимости
материальных связей или основ — тела, рода (расы, племени), природы, и так
далее — для того, чтобы поддержать эту духовность в реальности. И в конце
концов фон Лист рассматривает обе категории как по существу «одно и то же».
Если первый, диадный, принцип выглядит как статичный, то второй принцип —
принцип триады (dreieinig-dreispaltige Dreiheit — Г. фон Л.) — является
динамичным и циклическим. Или, иначе говоря, если любая фундаментальная пара
(диада) может рассматриваться как нечто пассивное, то триада представляется,
скорее, активным принципом.
Наиболее часто упоминаемая фон Листом триада — это триединство рождения,
жизни (бытия) и смерти как перехода к новому рождению (Entstehen-Sein-Vergehen
zum neuen Entstehen — Г. фон Л.). Эта формулировка представляет точку зрения
фон Листа на постоянное развитие и его обращение к идее цикличности, в которой
каждый новый цикл строится на предыдущем, так что циклы взаимосвязаны.
И сама языческая теология, построенная фон Листом, тоже была тройственной,
триадной, причем такие фундаментальные триады богов, известные нам как
подревней мифологии, так и по более позднему фольклору, как Один-Вили-Ве,
Один-Донар-Локи, Фрейа-Фригг-Хель, понимались и толковались фон Листом как
единство трех божественных персонажей, олицетворяющих процесс
рождения-жизни-смерти. Несомненно, такой подход (справедливый, по большей
части) во многом связан с увлечением фон Листа традиционными индийскими
учениями, в которых важнейшую роль играет идея трех гун и выросшее из нее
представление о Тримурти — фундаментальной для индуизма триаде богов:
Брама-Вишну-Шива, обладающих функциями Создателя (рождение). Хранителя (бытие,
жизнь) и Разрушителя (смерть).
И, наконец, третий принцип — принцип множественности,
единства-в-многообразии (vie-leinig-vielspaltige Vielheit — Г. фон Л.) —
прекрасно иллюстрируется, например, подходом традиционного язычества к самой
теологии. Множественность языческих богов и единый бог поздних религий — две
эти вещи привычно расцениваются современным обывателем как взаимоисключающие.
Напротив, сама Традиция равно принимает как то, так и другое, не находя в этом
противоречия; таким образом, сама идея классификации религий по признаку
политеизм-монотеизм оказывается (по крайней мере, в отношении настоящего
язычества) абсурдной.
В конечном счете, все наиболее важные идеи, понятия и концепции фон Листа
— как в мистико-магической, так и в социально-политической областях — в той или
иной степени вытекают из этих основных принципов, и прежде всего — из диады
Дух-Материя, в которой ни одно из двух составляющих не «главенствует» над
другим, и из динамического триадного коловращения Рождения, Бытия и Смерти.
Возможно, особенно ясно и полно это проявляется в той части учения фон
Листа, которая касается природы самого человека, его жизни и его судьбы. По фон
Листу, человеческое Я (das Ich) имеет характер божественный и является как бы
«частью Бога»; поэтому каждое Я бессмертно и вечно. Принцип динамического
триадного коловращения обуславливает закон смены рождения жизнью, а жизни —
смертью, которая есть не что иное, как переход к новому рождению...
...С твердой верой фон Листа в реальность реинкарнационного процесса
(процесса перерождений человеческого Я) связано одно из самых знаменитых его
пророчеств, — а многие авторы, пишущие о жизни Гвидо фон Листа, именуют его не
только рунологом, мистиком, магом, но и пророком или провидцем. Пророчество, о
котором идет речь, было опубликовано им в одной из статей в 1917 году и гласит
о грядущем примерно в 1932 году приходе Сильного Свыше (der Starke von Obeu).
На первый взгляд может показаться, что пророчество касается появления некоего
спасителя или лидера; на самом же деле речь идет совершенно о другом. Сильным,
Свыше фон Лист называл мощный коллективный дух тех, кто был убит в Мировой
войне 1914 года, когда они возродятся вновь и достигнут подросткового и
юношеского возраста... Фон Лист определил время пришествия Сильного Свыше 1932
годом и не ошибся: пришествие Сильного состоялось и привело, как известно, к
победе НСДАП на выборах в Германии в 1933 году, последствия которой... Знал ли
о них фон Лист? — вопрос, который, как и многие другие, навсегда, вероятно,
останется неразрешенным...
Однако Мастер — как говорят об этом его последователи и биографы — «был
пророком не только будущего, но и прошлого». Иначе говоря, фон Лист провидел не
только грядущее, но и былое. Д-р Стивен Е. Флауэрс так пишет об этом: «Еще до
того, как он разработал свою сложную, тщательно продуманную систему
эзотерических исследований, он интуитивно вглядывался в отдаленное прошлое
своей родной местности. Эти видения вылились в его ранние попытки «мистической
|
|