|
за Мастером, как его называли последователи, — в том числе и идеологами
национал-социалистического движения в Германии.
Действительно, несомненно, что германские исследователи, работавшие в
первой половине текущего столетия в таких организациях, как Анэнэрбе и Общество
Туле*, пользовались трудами
* Анэнэрбе («Наследие Предков») — основанный Гиммлером исследовательский
институт, проводивший разыскания в области арийской и германской магии,
философии, истории и т.д. Общество Туле — германский магический орден, один из
многих, возникших на границе Х1Х-ХХ веков; членами Братства Туле являлись
Гиммлер и Гитлер.
фон Листа (как, впрочем, и трудами его предшественников и современников — Ницше,
Гобино, Блаватской, Марби и других). И вместе с тем сами последователи фон
Листа (умершего в Берлине в 1919 году) не поддерживали связей с
национал-социалистическим движением. Более того, многие из них подверглись
гонениям после прихода в 1933 году к власти национал-социалистов. Так,
выдающийся исследователь рунической традиция, автор целой серии трудов о
практических аспектах работы с рунами Фридрих Марби уже в 1936 году был
арестован и девять лет провел в концлагерях.
* * *
Если говорить по сути, фон Листа можно назвать одним из первых
неоязычников Европы. Мистические озарения сопровождали его всю жизнь, начиная с
самого детства, когда в возрасте четырнадцати лет он дал обет выстроить храм,
посвященный Одину*. Под знаком этого бога-Князя, бога-Мага прошла его жизнь.
Одним из важнейших источников формирования мировоззрения фон Листа —
мировоззрения
* Это произошло в 1862 году, в катакомбах (вероятно, еще дохристианских)
под собором Св. Стефана, которые юный Гвидо посетил вместе с отцом. Позднее сам
фон Лист, описывая чувство мистического озарения, охватившее его перед
разрушенным подземным алтарем, говорил об этом случае как о своем первом
Посвящении.
языческого — была древняя мифология германских народов, причем он равно уделял
внимание как мифологии «высшей», связанной со старыми богами и эпическими
героями, так и мифологии «низшей», народной — сказкам, преданиям, народным
легендам.
Второй источник — индийская философия и теософия, влияние которых
прослеживается во всех его работах. В магические воззрения фон Листа прочно и
естественно вошли идеи и понятия индийской теологии, учение о мистической
эволюции рас, идея существования «скрытых Учителей», техники проникновения в
отдаленное прошлое.
Наконец, нельзя отрицать и того, что фон Лист усвоил и достаточное
количество христианских чувств и настроений, что вообще характерно для
ариософского движения того времени, большинство представителей которого не
желали или не могли полностью отказаться от христианских мифов, предпочитая
«ариаризовывать» последние. И все же работы Листа показывают, что он отнюдь не
принадлежал к лагерю «ариохристиан» и значительно меньше апеллировал к
христианской идеологии, чем, например, Ланц фон Либенфельс. Хотя фон Лист и
использовал иногда библейские цитаты, чтобы пояснить или проиллюстрировать свою
точку зрения, он все же никогда не постулировал исходного единства христианства
и того неоязычества, провозвестником которого являлся. Более того, как отмечает,
например, Николас Гудрик-Кларк в своей известной работе «Оккультные корни
нацизма», в своих реконструкциях мифологического прошлого Германии фон Лист
нередко рассматривал католическую церковь в качестве основного противника.
* * *
В сущности, все основные аспекты мировоззрения фон Листа так или иначе
затронуты им в данной книге, и тем не менее мы коснемся здесь, в Предисловии,
основных из них, чтобы, с одной стороны, познакомить читателя с той «почвой»,
на которой, во многом, «возрос» немецкий оккультизм XX века, а с другой стороны
— чтобы облегчить восприятие текста самой книги — текста достаточно сложного.
Гвидо фон Листу удалось почувствовать, внутренне осмыслить и впервые в
Европе сформулировать важнейший принцип построения всей древней языческой
философии и мифологии — хотя он и говорил при этом только о древних германцах,
возможно, не осознавая до конца, что формулирует нечто большее, всеобщее. Речь
идет о том, что в сакральной Традиции (по крайней мере, — в Традиции
индоевропейской) парадокс, соединение альтернативных истин, исключающих одна
другую, не приводит в логический тупик, но, напротив, является естественным и,
более того, — необходимым. Так, например, то, что свободная Воля человека, по
фон Листу, является одной из важнейших традиционных ценностей, отнюдь не
противоречит его утверждению о том, что «следовать воле богов — обязанность
человека».
Этот принцип «непротиворечивости противоречивого» реализуется, по фон
Листу, в одном из трех вариантов: диадном (двойственном), триадном
(тройственном) и множественном. Фон Лист полагал, что из этих трех основных
|
|