|
Землю и Небеса свыше, Солнце и св. Марию и Самого Господа Бога. Дабы он даровал
мне руки, чтобы возвращать здоровье, и врачующее слово, чтобы лечить от
трясовицы, когда в том будет надобность». В формуле сначала призываются
божественные силы — Господь Бог и Божья Матерь, в образе св. Марии, солнечная
сила небес и Земля. После этого следует экзорцизм, формула для устрашения и
изгнания демона болезни: «В синем море стоит камень по имени Сварт. На нем
лежат девять Бед. Да не заснут они и не согреются, пока тебе не станет лучше».
Руническое заклинание заканчивается словами: «Thoet se» — «Да будет так!»
Использование рун в магических формулах продолжалось в течение всего
средневековья, особенно в Швеции. Надгробный памятник епископу Гизике в Лозене
содержит руническую надпись, датируемую 1310 или 1311 годом. Лундский собор в
провинции Скане содержит более позднюю руническую надпись на нижненемецком
языке, вырезанную приблизительно в 1500 г. Она была сделана Адамом ван Дюреном
у основания скульптурной колонны и гласит: «Got help» («Бог помощь!»). Даже
после того, как официальное использование рун скандинавской церковью свелось к
нулю, руны продолжали находить употребление в переписке. В 1543 г. датский
адмирал Могес Гилденстйерне делал записи в своем дневнике рунами. Во время
Тридцатилетней войны (1618—46) шведский генерал Якоб де ла Гарди использовал
руны в качестве «секретного» кода. В Исландии, однако, руны были объявлены вне
закона как «колдовство». За использование рун людей сжигали живьем. В этот
запретный список были включены и магические рунические формулы «котруверс»,
заклинавшие святых и королей помочь игроку выиграть в шашки или в триктрак.
Закон непреклонно приводился в действие: к примеру, в 1681 г. Арии Петурссон
был сожжен на костре в присутствии исландского альтунга (парламента) за
употребление «котруверс». Но в различных районах Скандинавии руны продолжали
использоваться в календарях вплоть до конца восемнадцатого столетия.
Рис. 25. Обращение за советом к руническим столбикам. Скандинавия, XIV в.
В наше время наблюдается возобновление интереса к рунам, которое привело к
их широкому распространению по всему миру и появлению большего чем когда-либо
числа практиков. Применяемые в настоящее время руны оперируют на глубоком
символическом уровне, на уровне архетипов глубинной реальности, которая
является активным началом в жизни каждого из нас, вне зависимости от того,
насколько он с этим согласен. Старший Футарк и его производные, англосаксонский
и нортумбрианский, включают в себя почти все руны, названия которых известны.
Имеется также ряд других, которые будут описаны ниже и которые уже не входят в
арсенал людей, пользующихся рунами. Далее следует подробное описание значений
рунических букв:
Первой руной всех рунических алфавитов является Feoh, главная руна первого
атта. Как первый буквенный знак, эта руна имеет значение «скот», передает звук
«F». Такое же значение имеют первые буквы древнееврейского и греческого
алфавитов, но они передают другие звуки, Скот в буквальном смысле относится к
движимому имуществу. В обществе кочевого или земледельческого типа количество
собственного скота было главным признаком благосостояния отдельной особы, семьи
или клана. В древней европейской традиции скот представлял собой имущество,
способное быть предметом торговой сделки — в отличие от усадьбы, которая
являлась наследуемым имуществом и не подлежала продаже или обмену. Символически
руна скота обозначает имущество, которое может продаваться или обмениваться, —
собственность, которой можно торговать. Впоследствии, в современном английском,
название этой руны проявилось в слове «fee» — плата.
Традиционное общество во многом зависело от молока, мяса, кожи и рога коров.
Эта сущность коровьей природы отводит ей основополагающую роль в
индоевропейской традиции. Норвежский миф о сотворении мира рассказывает о
первобытной корове, называемой Аудхумла, которая тоже участвовала во всеобщем
созидании: она лизала кубик кристаллической соли, содержащий прародителя
человечества, первоначальное существо Бури.
Согласно теории рун, Feoli олицетворяет тот первоначальный переход к
существованию, которому мы все обязаны своим происхождением. В классической
средиземноморской традиции молодой бык также служит отправной точкой. Для
древних египтян рога быка символизировали начало всего. Рассуждения Вергилия о
рождении человека начинаются словами: «Белый бык с позолоченными рогами
открывает год», а поклонники Митры утверждали, что бык был первоначалом
созидаемого органического мира.
В материальном плане Feoh олицетворяет накопление могущества. Она обозначает
способность управлять. Это сила двоякого рода: физическая (т. е. управление
стадом) и экономическая (как следствие использования стада). Этот символ
управления заключает в себе еще и ответственность, которую несет с собой
собственность. Владение и управление скотом, как и любое другое проявление
достатка, требуют, чтобы владелец обнаруживал чувство ответственности. Чтобы не
понести потерь, требуется надлежащее руководство. Если человек, управляющий
стадом, склонен к расточительству или слишком скуп, то вскоре он познает
несчастье и нищету. В современном контексте руна Feoh означает деньги, а также
способность и возможность достигнуть мирского успеха и благополучия и умение
сохранить его. Старые толкования руны предостерегают нас от скупости и ее
социальных последствий. Норвежская руническая поэма подчеркнуто предупреждает
нас, что все беды богатых людей возникают от жадности и зависти. Эти силы могут
вызвать раскол в семье, клане или нации, ведущий к общему разорению: «Богатство
вызывает раздоры между родственниками, а тем временем волки скрываются в лесных
засадах». Подобным образом, под рубрикой первой руны древнеанглийская
руническая поэма говорит нам, что «Богатство — всякому в утеху, но каждый
|
|