|
предмет, — пользоваться всем массивом знаков могли лишь избранные. Судя по
всему, язык рун был своего рода тайным шифром эрилей. Причем шифром достаточно
сложным: до сих пор многие надписи не дешифрованы, а некоторые считаются
рунической абракадаброй. Исследователи признают, что в них есть закономерности,
свойственные вполне самостоятельному языку, но заявляют, что «язык
старшерунических надписей не может быть отождествлен ни с одним из
древнегерманских диалектов». Из двух сотен надписей, выполненных знаками
Старшего футарка9, дешифрованы, таким образом, далеко не все.
Несколько проще обстоит дело с символическим значением рун. В нашем
распоряжении есть определенное количество скальдических песен, созданных
специально для запоминания тайных знаков, «Лейденская рукопись»,
«СентГалленская», «Abecedarium Nordmannicum», «Венская рукопись». Однако беда
всех этих источников в том, что созданы они были слишком поздно, когда эпоха
рун уже катилась к закату. Поэтому многие рунологи предполагают (и с ними
отчасти можно согласиться), что до нас дошли отнюдь не все символы. На деле их
было множество, несколько сотен или даже тысяч, но нам остались лишь самые
распространенные, часто употребляемые или — в качестве варианта — наиболее
известные за пределами сообщества эрилей. В пользу этого утверждения говорит то,
что во всех известных нам системах идеографической письменности —
древнеегипетской, шумерской, китайской, японской — число знаков на порядки
превышает число известных нам рун. С одной стороны, конечно, можно говорить об
исключительности нордического алфавита, однако, с другой, можно принять и
утверждение о тайных рунах, утраченных вместе с древней религией. Да и
утверждение американского рунолога Ральфа Блюма о существовании так называемой
пустой руны — знака отсутствующего знака, — посвященной Одину, наводят примерно
на ту же мысль.
Надо сказать, что легенда о божественном происхождении рун, окружающий их
ореол тайны, вера в их могущество были надежной защитой тайного языка от
дилетантов. Согласно бытовавшим в те времена поверьям, неправильно начертанные
знаки были не только бесполезны, но и опасны. Так, в «Саге об Эгиле», например,
описывается болезнь женщины, вызванная перепутанными рунами. Чтобы исцелить
недуг, эрилю пришлось уничтожить дефектную надпись и создать новую, без
путаницы.
Как следствие большинство надписей, выполненных не принадлежавшими к
сообществу эрилей, отличаются простотой: «Я начертал руны, происходящие от
высших сил» или «Хадувольф поставил три руны10»
Часто они не несут особой смысловой нагрузки: писавшему было довольно
того, что он сопричастен, как это называлось много позже, «великому деланию» —
настоящему волшебству.
Вероятно, желание простых смертных получить доступ к великой тайне стало
одной из причин появления упрощенных вариантов рунной азбуки, с меньшим числом
знаков, с более примитивным начертанием. Имито и оперировали «люты гости»,
посещавшие земли от Йорсулаборга до Винланда11, — викинги, бывшие в те времена
таким же бедствием, как моровое поветрие или саранча.
Вероятнее всего, именно они занесли руническое письмо на Британские
острова. В конце концов, расстояние от их владений на Оркнеях до Британии не
так уж и велико и вряд ли контакты двух культур ограничивались грабежами и
набегами, как это рисуют историкоприключенческая литература и голливудские
фильмы. Попав на острова, Футарк изменился: появились новые руны, в именах и
значениях которых чувствуется сильное друидическое влияние. Новый вариант
алфавита принято называть нортумбрийским или англосаксонским.
Однако в Скандинавии английское нововведение не приняли. Напротив,
рунический строй все упрощался, постепенно теряя сакральное значение. Сперва
появилось несколько различающихся начертанием вариантов так называемого
Младшего футарка, затем — бесствольные хельсингландские и пунктированные руны.
Но и они не выдержали победного шествия христианства, хотя и просуществовали
достаточно долго. Латинские буквы просто вытеснили их.
Христианская церковь, расширяя границы своего влияния на север Европы,
тайным знанием германских мудрецов пренебрегла. Она безжалостно уничтожала все
элементы культуры, так или иначе связанные или даже просто перекликающиеся с
язычеством и верой в древних богов. Понятно, что под удар попали и руны как
нечто, вопервых, связанное с именем главы скандинавского пантеона Одина, а
вовторых, слишком сложное, чтобы священники «белого бога», озабоченные
решением насущных проблем текущего дня, стали разбираться в них как следует12.
Тут сыграл свою пагубную роль типичный миссионерский подход — стремление на
всякий случай уничтожить все непонятное, все, что потенциально может оказаться
опасным.
Чем шире распространялось по Северной Европе новая вера, тем более
настороженным становилось отношение непосвященных к рунам. И раньшето сам
процесс письма казался многим чемто сродни магии, а теперь, когда посланники
Рима громогласно осуждали все языческое и предавали огню и железу древние
капища, знатоки рун и вовсе причислялись к колдунам и волшебникам13. Все меньше
становилось эрилей, способных «сплетать руны» — составлять рунические
заклинания, соединять несколько знаков в один — «биндеруну14», придавая ему
новое, более точное значение. Только в лежавшей далеко за пределами власти Рима
Исландии скальдическая культура, обломки традиций эрилей сохранялись еще
несколько столетий после того, как в 1100 г. был разрушен последний
|
|