|
для решения вопроса, которая из двух лучше. Ни Евангелие, ни Коран не могут
быть арбитрами в споре между нами самими. Нужно независимое лицо, и им может
быть не книга, но нечто универсальное. А что же универсальнее разума? Было
говорено, что разум недостаточно силен, не может всегда помочь нам найти истину,
что он часто вводит в заблуждение; и, как вывод из этого, делали заключение,
что мы должны верить авторитету церкви. Это говорили римско-католики; но я не
вижу у них логики. Я, с своей стороны, могу сказать: "Если разум так слаб, то
духовенство еще слабее, и я не желаю слушать его, но лучше буду слушать разум,
потому что, при всей его слабости, от него я имею некоторый шанс узнать истину,
тогда как, слушая другую сторону, не достигну решительно никакой. Поэтому мы
должны следовать указаниям разума и симпатизировать даже тем, кто, следуя им,
не приходит ни к какой вере. Лучше для человечества следовать указаниям разума
и быть атеистами, чем быть последователем какого-нибудь человека и верить в
двести миллионов богов". Мы нуждаемся в прогрессе, развитии, опытном знании.
Никакие теории не возвысят людей. Никакое количество книг не сделает их более
чистыми. Единственная возможность этого в нас самих, в опытном познании, а оно
является результатом размышления. Дайте человеку думать. Человек совсем
неразвитой никогда не думает, и можно поручиться, что он верит всему; но, ведь,
он не больше, как ком земли. Корову, собаку тоже можно заставить чему-нибудь
поверить. Но все они и остаются собаками, коровами и глыбами земли. Величие же
человека в том и заключается, что он мыслящее существо. Он только тем и
отличается от животных, что должен думать. Поэтому я верю разуму и следую его
указаниям. Я видел достаточно зла от подчинения авторитетам, так как родился в
стране, где авторитет достиг самых крайних пределов...
Индусы думают, что создание произведено их книгами. "Почему вы знаете, что
существует корова?" - "Потому, что слово "корова" есть в Ведах". - "Почему вы
знаете, что есть человек?" - "Потому, что слово "человек" есть там же. Если бы
его там не было, то не было бы и никакого человека". Вот что они говорят.
Ужасный авторитет! Его не исследовали, как я теперь исследую; но несколько
сильных умов приняли его, создали на нем чрезвычайно логичные теории и
построили целую философскую систему. Тысячи самых светлых умов посвящали себя
затем, в течение тысяч лет, разработке этой теории. Такова сила авторитета, и
так велика опасность от него!
Достоинство монистической теории в том, что она более, чем что-нибудь в
теологии, приближается к истине, которую можно доказать. Идея о Безличном, о
Безличном Существе в природе, и о природе эволюции этого Бесконечного ближе
всего к тому, истину чего мы можем доказать; другие же идеи и понятия о Боге -
частичные, незначительные и личные, - не основаны на опыте и разуме. Это
разумное понятие о Боге имеет еще то достоинство, что доказывает необходимость
для многих умов в известных нам частичных понятиях, служа таким образом
единственным аргументом в их пользу. Вы можете встретить людей, говорящих, что
личное объяснение неразумно, но утешительно, что они нуждаются в религии,
которая утешала бы их: и мы понимаем, что она им необходима. Очень немногие в
этой жизни в состоянии выносить яркий свет истины; гораздо меньшее число может
вырабатывать ее. Поэтому необходимо, чтоб были утешающие религии: они помогают
многим душам становиться со временем лучшими. Незначительные умы, с
ограниченным, нетребовательным кругозором, никогда не осмеливаются парить
мыслью. Их понятия и даже идеи о маленьких богах, символах и идеалах, очень
хороши и полезны для них, но, чтобы они могли быть такими, мы должны познать
Безличного, и только в Нем и через Него это достижимо.
Человек, например, понимающий Безличное и верящий в него, - пусть это будет
Джон Стюарт Милль, - говорит, что Личный Бог невозможен и Его существование
нельзя доказать. Я согласен с ним, что доказать нельзя; но понятие о Безличном
есть самое высшее, чего может достичь человеческий разум, а сколько другого,
кроме разных толкований Абсолютного, составляют вселенную? Она лежит перед нами,
как книга, и каждый вносит свой собственный разум при чтении этой книги;
каждый читает ее по-своему. В умах всех людей есть нечто сходное, и потому
некоторые вещи общи для умов всего человечества. То, что вы и я видим этот стул,
доказывает, что в наших умах есть нечто общее. Предположим, что сюда пришло
другое существо с отличными от наших чувствами; оно могло бы совсем не видеть
стула, но все существа, так же устроенные, как мы, увидят то же, что видим мы.
Таким образом, сама вселенная абсолютна, неизменна, - она нумен, а феномен - ее
толкование. Вы видите, прежде всего, что феномен всегда конечен. Всякий феномен,
который мы можем видеть, чувствовать, или мыслить, непременно конечен,
ограничен нашим знанием: и идея о Личном Боге, как мы понимаем ее, тоже феномен.
- Идея о причинности принадлежит к феноменальному миру, и Он, как причина
вселенной, должен естественно быть мыслим как ограниченный, а между тем Он -
тот же самый Безличный Бог. Сама вселенная, как мы ее видим, есть Безличный Бог,
угадываемый в ней нашими умами. Все, что действительно существует во вселенной,
- это Безличное Существо, формы же и понятия придаются ему нашими умами.
Действительное в этом столе есть то Существо, а форма стола и все подобные вещи
приданы ему сходными между собою умами людей.
О движении, например, - которое необходимо явление феноменальное, - нельзя
говорить, что оно всеобще. Каждая маленькая частица, каждый атом этого космоса
постоянно изменяется и движется: но вселенная, как целое, неизменна, потому что
движение и изменение - вещи относительные. Мы можем мыслить что-нибудь
движущимся, только сравнивая с чем-нибудь неподвижным. Чтобы движение было
возможно, необходимо, чтоб было два предмета, а так как вся масса вселенной -
единица, то двигаться она не может. Относительно чего она двигалась бы? Нельзя
говорить, что она и изменяется. Сравнительно с чем она изменилась бы? Таким
|
|