|
комары и москиты постоянно мучают человека. Кусты, тростник, стелющаяся трава и
заросли шиповника преграждают путь, о любимая, поэтому лес причиняет страдания.
Болезни и волнения сопутствуют жизни в лесу, поверь, лес таит в себе постоянную
опасность. О Сита, там нужно забыть гнев и алчность и среди всех тревог не
испытывать страха. Даже не думай идти в лес, это место не для тебя.
Размышляя об этом, я не вижу в лесу ничего кроме опасностей.
Так уговаривал великодушный Рама свою супругу Ситу, не желая брать
ее с собой. Но она не в силах была согласиться с его доводами и, преисполненная
горя, возражала.
Глава 29
Сита продолжает умолять Раму, но царевич не позволяет ей идти
Выслушав Раму, Сита, преисполненная горя, с лицом, мокрым от слез, мягко
обратилась к нему:
Описанные тобой трудности, которые выпадают на долю тех, кто живет в лесу,
превратятся в радость благодаря моей преданности тебе. Антилопы, львы, слоны,
тигры, шарабхи (сноска 1, 236), яки, шримары (сноска 2, 236) и другие дикие
звери в лесу еще не видели тебя, о Рагхава, но однажды увидев, они в ужасе
разбегутся! Я должна сопровождать тебя, о Рама по воле моих почтенных
родителей; в разлуке с тобой я тут же расстанусь с жизнью. Но близ тебя даже
царь богов не сможет силой увести меня, не сомневайся в этой истине. К тому же,
о прозорливый царевич, в отцовском доме брахманы предсказали, что я непременно
буду жить в лесу. Я слышала то предсказание и всегда помнила о нем, о могучий
герой. Я обязательно исполню его. Ты - мой муж, и я буду сопровождать тебя в
лесу, о мой возлюбленный, иначе и быть не может. Я подчинюсь этому приказу
твоего отца и пойду с тобой; настало время исполнить предсказание
дваждырожденных. Я знаю, что пребывание в лесу связано с разными трудностями,
но, о герой, они не коснутся того, кто владеет своими чувствами. Когда я была
девочкой, благочестивые и святые женщины в доме моего отца описывали лесную
жизнь в присутствии моей матери! О царевич, я и раньше умоляла тебя взять меня
в лес, где я жила бы с тобой; теперь настал этот момент, о Рагхава, пусть
процветание сопутствует тебе! Я счастлива последовать за героем леса. О чистая
душа, я останусь безгрешной, благочестиво идя по стопам супруга, потому что муж
- это бог. Если смерть настигнет меня, я счастлива буду вечно быть с тобой
согласно наставлениям почтенных брахманов. Женщина, которую в этой жизни
родители отдали супругу, традиционно благословив ее водой, по закону
принадлежит ему даже после смерти. Поэтому, если ты не возьмешь меня с собой,
кому я буду преданной и верной женой? О Какутстха, тебе надлежит взять меня,
несчастную женщину, преданную и верную в процветании и в беде, для которой
радость и боль одинаковы. Если несмотря на мое горе ты не возьмешь меня в лес,
я приму яд, брошусь в огонь или утоплюсь!
Сита продолжала настойчиво молить Раму позволить ей идти с ним, но могучерукий
воин не соглашался, и слова его разгневали Маитхили, она затопила землю своими
жгучими слезами. Добродетельный Какутстха, видя горе Ваидехи, попытался снова
успокоить ее и отговорить от своего намерения.
Глава 30
Рама позволяет Сите сопровождать его
Маитхили, дочь Джанаки, которую господин ее Рама уговаривал принять его решение,
взволнованная и движимая любовью и гордостью обрушилась на широкоплечего
Рагхаву с упреками:
О Рама, отец мой царь Митхилы допустил ошибку, взяв тебя в зятья, ты - женщина
в обличье мужчины! Увы, люди по невежеству своему говорят:
“Несравненна слава Рамы, который сияет великолепием, как солнце!” Что вызывает
твой страх и почему ты так подавлен, что отвергаешь меня, у которой нет иного
прибежища? Моя преданность тебе подобна преданности Савитри, благодаря которой
она удержала своего сына Дьютмасену, доблестного Сатьявата! Без тебя я не могу
никого видеть и тем более допускать мысль о том, чтобы жить с кем-то, чтобы не
навлечь позор на свой род, поэтому возьми меня с собой, о безупречный Рагхава.
Юной девушкой я вышла за тебя замуж и мы долго прожили вместе, но ты бросаешь
меня на чужих людей, как низкорожденную актрису, о Рама! Ты оставляешь меня на
тех, кто отстранил тебя, и по-твоему я должна быть им покорной слугой и вечной
рабой, о безупречный герой? Нет, ты не можешь оставить меня и уйти в лес; если
дело в том, жить ли в хижине аскета или в раю, то я желаю быть с тобой! Идя за
тобой, я не узнаю усталости, даже если больше не смогу лечь рядом на
великолепном ложе. Трава куша, тростник, камыш и терновый шиповник на пути
покажутся мягкими с тобой, как трава на лужайке или шкура антилопы! Пыль,
которая покроет меня от быстрого шага, подобна редкой сандаловой пасте, о мой
дорогой господин. В глубоком лесу я буду спать рядом с тобой на постели из
травы, мягкой, как шерстяное покрывало, что может быть более приятно? Листья,
корни, фрукты - что бы ни было, много или мало, все что ты соберешь своими
руками и дашь мне, будет вкусным, как амрита! Питаясь цветами и фруктами по
сезону, я не буду вспоминать об отце или родительском доме. Я не причиню тебе
беспокойств или трудностей, я не буду тебе в тягость!
Рядом с тобой - рай, вдали от тебя - ад, вот в чем истина! Знай об этом и будь
полностью счастлив со мной! Если вопреки моему настойчивому желанию ты не
возьмешь меня в лес, то лучше мне в тот же день принять яд, чем пасть под
властью моих врагов. С твоим уходом жизнь моя станет невыносимой от горя.
Если ты отвергнешь меня, о единственная моя опора, я не выживу, лучше мне
умереть, я не в силах сносить боль даже мгновенье. How much less Неужели мне
страдать десять лет и еще четыре года?!
Так стенала Сита, охваченная печалью и, горестно сокрушаясь, обнимала своего
|
|