|
достойны твоей любви и служения! К Бхарате и Шатругхне, которые дороги мне, как
дыхание жизни, относись как к своим братьями и сыновьям. Старайся избегать
всего, что может стать неприятно Бхарате. О Ваидехи, он будет царем страны и
возглавит династию. Монархи удовлетворены, видя вокруг почет и ревностное
служение, но возражения вызывают у них гнев. Цари отвергнут собственных детей,
если те пытаются противостоять им, и усыновят чужеземцев, если это в их
интересах!
О прекрасная, оставайся здесь подвластной царю, будь послушна Бхарате и посвяти
себя духовной практике. Я ухожу в великий лес, дорогая и сладостная царевна, но
ты оставайся здесь. Последуй моему совету и ни к кому не питай неприязни.
Глава 27
Сита умоляет Раму позволить ей сопровождать его
Сладостная и милостивая Ваидехи с раной на сердце обратилась к своему
господину:
О потомок великого царя, о Рама, я не в силах выразить ничего кроме презрения к
тому, что я слышу! Это недостойно воина, царевича, владеющего мечом и пикой! О
господин, стыдно и нестерпимо слышать слова твои! О сын знаменитого монарха,
отец, мать, брат, сын или сноха наслаждаются плодами своих заслуг и получают
положенное. Но жена разделяет судьбу своего мужа, мой долг ясен - я тоже буду
жить в лесу! Для женщины не отец, сын, мать, друзья или она сама, а муж в этом
мире и в следующем является единственным путем спасения. Если ты сегодня
удаляешься в непроходимый лес, о потомок Рагху, я последую по твоим стопам,
топча колючую траву куша. Отбросив гнев и зависть, как воду после утоления
жажды (сноска 1, 233), немедля возьми меня с собой, я ничем не заслужила
разлуки с тобой, о герой! Женщина должна следовать по стопам супруга, будь то
дворец, колесница или небеса! Мои мать и отец хорошо просветили меня во всех
моих обязанностях, и нет необходимости наставлять меня в том, как теперь
поступать. Я пойду в глубокий непроходимый лес, безлюдный, полный диких зверей
и посещаемый тиграми. Я желаю жить в лесу, как прежде жила во дворце моего отца,
не имея беспокойств в трех мирах и размышляя лишь о долге перед моим
повелителем.
Покорная тебе, послушная, живя как аскет в тех пахнущих медом лесах, я буду
счастлива рядом с тобой, о Рама, о знаменитый повелитель. Что мне до остальных
людей? Несомненно, я сегодня пойду с тобой; никто не удержит меня, о могучий
царевич, я твердо решила! Конечно же, я буду есть лишь фрукты и коренья, не
причиняя тебе беспокойства и всегда находясь рядом с тобой. Я последую за тобой,
кушая то, что ешь ты. Все, что я желаю, это насладиться красотой гор, болот и
озер; послушная твоим мудрым наставлениям, я буду жить в безопасности.
Счастливая, я буду любоваться озерами, полными лебедей и уток, поросшими
прекрасными цветущими лотосами, оставаясь рядом с тобой, о герой. Я буду
омываться в их водах. В постоянной преданности тебе, о большеглазый царевич,
жизнь моя будет полна радости. Сотни лет мы проведем вместе и я никогда, даже
на мгновенье не почувствую усталости. Мне не нужды небеса; на самом деле, без
тебя я не стану жить даже в раю, о Рагхава, о тигр среди людей, я не могу
запретить себе сделать это. Я пойду с тобой в непроходимый лес, полный оленей,
обезьян и слонов. Я буду жить в лесу, словно в отцовском доме, у твоих
благословенных стоп. Ты единственный объект моей любви и всех моих мыслей;
расставшись с тобой, я не смогу жить. Возьми меня, о дорогой мой господин,
исполни мое желание, я не буду тебе в тягость!
Так говорила добродетельная Сита, но царевич, вопреки ее желанию, пытался
отговорить ее, описывая полную трудностей жизнь в лесу.
Глава 28
Рама пытается отговорить Ситу
Предвидя опасности, Рама не хотел брать Ситу с собой, и теперь пытался утешить
ее, стоявшую перед ним с глазами, полными слез:
О Сита, ты родилась в благородной семье и всегда была верна долгу.
Продолжай исполнять его, этим ты порадуешь меня. О нежная Сита, сделай, как я
говорю. Жизнь в лесу полна опасностей, послушай, я опишу их тебе. О Сита,
оставь идею жить в лесу, это Антара (сноска 1, 235). Я говорю ради твоего
блага. Я не знаю никого, кто был бы счастлив в лесу, это сулит лишь горе. Там
всегда слышно устрашающее рычание львов, обитающих в пещерах, которое сливается
с грохотом водопадов; лес таит в себе много опасностей.
Везде бродят дикие звери и, увидев человека, яростно нападают на него, о Сита;
озера и болота полны крокодилов и совершенно непроходимы даже для слонов во
время течки, поверь, жизнь в лесу необычайно опасна. Лианы и кустарники
преграждают дорогу, слышны крики павлинов; там нет воды, путь тернист. Ночью
измученный усталостью человек вынужден спать на голой земле, постелью ему
служат сухие листья. О Сита, день и ночь обуздывая чувства, человек ест фрукты,
упавшие с деревьев, поистине, жизнь в лесу причиняет страдания. О Маитхили, он
постится до полного истощения, волосы его спутаны, он одет в одежды из
древесной коры и по традиции постоянно поклоняется девам, питриям, и оказывает
гостеприимство неожиданным привидениям. Омовения нужно совершать трижды в день.
О юная царевна, ты должна будешь делать на алтарях подношения цветов, сорванных
твоими руками, как это предписывают мудрецы, поэтому я говорю, что жизнь в лесу
полна трудностей. Лесной житель довольствуется пищей, которую смог добыть, о
Маитхили, лес причиняет страдания. Великие бури настигают лес, окутывают его
тьмой среди дня, постоянный голод и другие испытания ожидают меня там. О
возлюбленная Сита, бесчисленные змеи и гады всех видов бесстрашно пересекают
путь. Змеи, извилистые, как русла рек, в которых они кишат, бесшумно скользят
по лесным тропам, - лес так опасен! О хрупкая женщина, мухи, скорпионы, черви,
|
|