|
возвышенной души, назвали Рамой; сына Кайкейи назвали Бхаратой, а сыновей
царицы Сумитры - Лакшмана и Шатругна. Церемонию провел святой мудрец Васиштха,
чувствуя великую радость. Как только ритуал завершился, брахманов города и всей
страны угостили пиром, почтили подарками и драгоценными камнями. Все обряды,
связанные с рождением сынов царя Дашаратхи были исполнены с величайшей
тщательностью. Старший сын Рама, радость своего отца, напоминал знаменосца,
главу всех живых существ, равного самому Сваямбху. Знатоки Вед, а также те, кто
черпал удовлетворение, служа другим, кто был искушен в знании и наделен
добродетелью, признавали знаменитого Раму, отмеченного героизмом, дорогого всем,
сияющего как луна, своим идеалом. Ловко управляющий слоном, конем или
колесницей, он был умелым и преданным слугой своего отца.
Удачливый Лакшмана всегда искал случая доставить удовольствие Раме, радости
мира, и любил его, как саму жизнь. Казалось, он был вторым Рамой; этот великий
герой не гулял и не ложился спать без него; когда его угощали лущеным рисом, он
не прикасался к нему без брата; если Рагхава отправлялся верхом на охоту,
Лакшмана сопровождал его с луком в руках, с восторгом наблюдая за ним.
Бхарата любил Шатругну, младшего брата Лакшманы, больше жизни, и тот отвечал
ему такой же любовью. Четыре одаренные и нежные сына Дашаратхи дарили ему
бесконечное счастье, подобно богам, радующим Брахму, праотца этого мира.
Скромные и известные, познавшие все и благоразумные - такими были те царевичи
несравненной славы, и отец их Дашаратха, видя в них свою отраду, напоминал
Брахму, бога миров. Тигры среди людей, юноши с наслаждением изучали Веды и,
послушные отцу, упражнялись в искусстве стрельбы из лука.
Знаменитый монарх тем временем стал думать о женитьбе своих славных сынов и,
добродетельный, совещался со священниками и родственниками. Пока великодушный
монарх обсуждал будущее царевичей, в столице появился знаменитый мудрец
Вишвамитра. Желая увидеться с государем, он обратился к стражникам:
- Поспешите сообщить царю, что к нему пришел сын Гадхи из рода Каушика!
Услышав это, перепуганные стражники бросились в царские покои оповестить
Дашаратху, который вместе с гуру Васиштхой вышел к воротам приветствовать
мудреца и пригласить во дворец. Они встречали муни подобно Брахме, встречающему
Индру. Завидев блистательного и могущественного аскета, исполняющего великие
обеты, монарх с радостью на лице по традиции предложил ему Аргхью.
Добродетельный Вишвамитра осведомился у царя о благополучии его государства,
процветании подданных, родственников и друзей, а о неистощимости его казны.
Затем Вишвамитра спросил:
- Послушны ли тебе слуги? Проводятся ли должным образом в твоих владениях
ведические жертвоприношения? Принимаешь ли ты чужеземных гостей с положенным
гостеприимством?
Узнав, как поживают Васиштха и другие мудрецы, Вишвамитра вошел во дворец.
Здесь царь снова выразил ему почтение и радостно сказал:
- О благородный мудрец, твое появление подобно обретению пищи богов или дождю,
напоившему истомленную засухой землю! О муни, твой приход благословен так же,
как рождение сына у бездетного человека или обретение богатства, когда человек
думал, что безвозвратно его лишился (?. О могущественный мудрец, от всего
сердца я приглашаю тебя; поведай, что привело тебя ко мне? Благодаря одному
твоему взгляду, обращенному на меня, о мудрец, я обретаю праведность и
достоинство; сегодня жизнь моя обрела смысл, цель моего появления на земле
достигнута, поскольку ты посетил меня. О Благословенный, прежде ты был
воинствующим мудрецом, славным своими священными обетами, но сейчас ты стал
брахманом (сноска 1,47) и достоин самого высокого поклонения с моей стороны!
Твое появление принесло мне чистоту и благословение, твоим святым присутствием
я и мое царство освободились от тяжести оскорблений. Будь же милостив, поведай
нам о цели своего прихода, я жажду выразить тебе свою благодарность, оказав
служение. О Каушика, не колеблясь, поведай свою волю, я готов исполнить все,
что ты скажешь; в моих глазах ты подобен Богу, о лучший из брахманов; увидев
тебя, я обрел великие плоды паломничества по святым местам.
Превосходный риши, обитель величайших достоинств, был очень доволен словами
царя Дашаратхи, приятными для слуха, смиренными и изреченными человеком,
владевшим собой.
Глава 19
Просьба Вишвамитры
Выслушав восхитительные хвалебные речи льва среди людей, царя Дашаратхи, мудрец
Вишвамитра отвечал:
- О великий царь, единственный в мире потомок Икшваку, наставляемый Васиштхой,
позволь изречь слова мудрости. О знаменитый монарх, сейчас я изложу цель моего
прихода, исполни же ее, доказав правдивость своих слов.
О правитель людей, я провожу жертвоприношение ради духовного совершенства, и
два ракшаса, по желанию меняющие свой облик, чинят мне величайшие препятствия.
Когда после многих усилий жертвоприношение близилось к завершению, эти ракшасы,
Марича и Субаху, могущественные и хитрые, помешали мне и осквернили алтарь
кровью и плотью. Мои попытки оказались тщетными, утомленный и растерянный я
покинул это место. О царь, во время жертвоприношения я не могу проявить гнев, и
поэтому воздерживаюсь проклинать их. Отпусти со мной своего сына, доблестного
Раму, чьи кудри спадают на щеки (сноска 1, 48); своей божественной силой и при
моей поддержке он одержит победу над этими злыми демонами. Несомненно, я
награжу его величайшими благословениями. Я обучу его многим наукам, и он
прославится на весь мир. Ракшасы будут бессильны перед Рамой, им не хватит
|
|