|
Ситой разыщите Агастью>. А теперь ты заговорил об этом, и это очень хорошо. Я
поведаю тебе, о Рама, где живет великий аскет Агастья. Дитя мое, в четырех
милях к югу отсюда ты найдешь обитель брата Агастьи, которая стоит на
плодородных землях, поросших чудесными инжирными рощами, изобилующей фруктами и
цветами, радующей сердце пением многочисленных птиц. Прозрачные озера, покрытые
ковром лотосов и любимые лебедями, утками и гусями увеличивают красоту тех мест.
Проведя там ночь, на рассвете ступай через просеку к югу и ты выйдешь к
обители Агастьи, которая находится в четырех милях оттуда в красивом месте,
поросшем удивительными деревьями. Этот лесной уголок очарует Ваидехи, так же
как Лакшмана и тебя, тонущий в тени густых деревьев, он вызывает невольный
восторг. Если ты хочешь посетить великого аскета Агастью, отправляйся чегодня
же, о царевич безграничной мудрости. Рама, Лакшмана и Сита поклонились Сутикшне
и пустились на поиски Агастьи. Наслаждаясь красотой восхитительных лесов и
холмов, напоминавших груды облаков, чистотой озер и рек, встречавшихся на пути,
Рама легко преодолел путь, описанный мудрецом Сутикшной. Преисполненный радости
великодушный царевич сказал Лакшмане: - Несомненно, перед нами обитель
знаменитого брата Агастьи, мудреца благословенной судьбы! Посмотри, тысячи
деревьев, клонящихся под тяжестью плодов и цветов, украшают эту землю, резкий
аромат спелого инжира стоит в воздухе. Здесь и там лежат кучки хвороста и травы
куша лазурного цвета. Взгляни, вот и столб дыма, словно перо темного облака,
поднимается над лесом от огня, только что разведенного в хижине. Закончив
положенные омовения в священных прудах, дваждырожденные предлагают Господу
собранные цветы. Сбылись слова Сутикшны, о друг мой. Несомненно, это обитель
брата Агастьи. Желая служить миру силой своих аскез этот великий мудрец
превзошел смерть и сделал пригодной для жилья южную часть света. Прежде здесь
жили жестокие демоны Ватапи и Илвала, два великих асура, задумавшие истребить
всех брахманов. Приняв облик мудреца и говоря на санскрите, безжалостный Илвала
пригласил аскетов на пир, посвященный церемонии шраддхи. Брат его принял облик
барана, и Илвала приготовил из него традиционное ритуальное блюдо, которым
накормил приглашенных брахманов. Лишь только они поели, Илвала громко крикнул:
<О Ватапи, изыди!> Послушный его воле Ватапи с бараньим блеяньем разорвал тела
аскетов и предстал перед Илвалой. Таким образом эти людоеды, по желанию меняя
свой облик и прибегая к обману, извели тысячи брахманов. по просьбе богов
великий риши Агастья пришел в этот лес и проглотил великого асура, принявшего
облик барана. Довольный Илвала сказал: <Очень хорошо>, и, предложив гостю воду
омыть руки, крикнул: <Изыди, о Ватапи!> Губитель аскетов продолжал звать, пока
Агастья, величайший мудрец, ни разразился смехом. <Как это демон может выйти,
если я проглотил его? - сказал он. - Твой брат в форме барана отправился в
обитель Ямараджа. Услышав, что брат его мертв, демон в гневе набросился на
аскета, того Индру среди дваждырожденных, но мудрец, сияя духовным могуществом,
одним взглядом проглотил его, и Илвала погиб. Обитель эжта с ее прекрасными
озерами и рощами принадлежит брату мудреца, который из сострадания к аскетам
совершил великий подвиг. Пока Рама беседовал с Лакшманой, солнце село за гору и
спустилась ночь. Сотворив вечерние молитвы, он вошел в хижину и поклонился
мудрецу. Благословенный аскет тепло встретил гостя, и Рама провел у него ночь,
отведав предложенных фруктов и кореньев, а наутро покинул хижину, и лишь только
огненный солнечный шар осветил небосвод, он выразил почтение брату Агастьи и
сказал: - О мудрец, я приветствую тебя и благодарю за мирную ночь, которую
провел в твоей обители. Теперь я отправляюсь искать твое старшего брата,
которого почитаю своим духовным наставником. - Да будет так! - отвечал мудрец,
и потомок Рагху вступил на дорогу, с каждым шагом отдаляясь от его хижины и
наслаждаясь красотой, запахами и звуками леса, богатого цветущими деревьями
нирвара, панаса, шала, ванджула, тинуша, ширибилва, мандука, билва и тиндука,
обвитыми такими же цветущими лианами. Среди деревьев, поваленных и разломанных
слонами, играли обезьяны, воздух был полон пения тысяч разноголосых птиц.
Лотосоокий Рама сказал доблестному и героическому Лакшмане, следовавшему за
ним: - Судя по гладкой листве деревьев и ручным ланям и птицам, мы несомненно
приближаемся к обители великого и чистосердечного риши добродетельных деяний.
Эта обитель, уносящая усталость, принадлежит Агастье, известного среди людей
своей добродетелью. Взгляни на рощи, благоухающие редкими ароматами, одежды из
древесной коры и гирлянды повсюду на деревьях, посмотри на стада ручных ланей,
покрытые листьями ветви, облюбованные бесчисленными птицами! Своим могуществом
превзойдя Смерть ради блага целого мира он создал на юге эту неприкосновенную
обитель, которой сторонятся демоны в страхе пасть поверженными. С того дня, как
добродетельный аскет поселился в здешних местах, демоны не творят более своих
гнусных и жестоких дел. Эти счастливые южные земли, славящиеся на все три мира,
связаны с именем благословенного мудреца. Злобные созданья более не тревожат
здесь никого. Гора Виндхя, лучшая среди гор, грозившая закрыть солнце,
остановила свой рост, покорившись воле Агасьи. Эта чарующая обитель, часто
посещаемая оленями, принадлежит тому долгожителю великих достижений.
Добродетельный Агастья, почитаемый людьми, желающий блага всему живому, окажет
нам достойный прием. Я жажду выразить почтение великому аскету и провести с ним
оставшийся срок моего лесного изгнания, о мягкосердечный! Боги, гандахарвы,
сиддхи и великие мудрецы, воздерживающиеся от пищи, постоянно выражают почтение
мудрецу Агастье, но дерзкие, жестокие, злобные и развращенные люди не могут и
мгновенья быть близ этого великого аскета. Однако бессмертные, якши и
божественные змеи, великие риши, посвятившие себя добродетели, живут здесь и,
утвердившись в святости, покидают старые, изношенные тела, чтобы принять новые
юные и уйти на небеса в подобной солнцу колеснице. Боги исполняют здесь все
желания добродетельных аскетов, даруют им бессмертие, божественное могущество и
|
|