|
- Богъ за насъ, другъ, за всехъ и за тьбя. А знаишъ ли, или слышалъ, вы, Памаки,
какъ дашли и асели въ гарахъ Доспатъ.
- Кагда дедъ мьня учылъ и рассказывалъ песни, плакалъ и гаварилъ, што кагда-та
нашы деды слыли самыми знамьнитыми багатырями на зьмле, и насьляли Край землю,
ихъ ваивода Помашъ, удальцомъ волхамъ* называимый, льталъ какъ птица, да хадилъ
дажэ по небу, да служылъ Богу, каторый далъ иму прикасъ пайти въ Дольскую*
землю, штобъ научыли иво Доли* всякимъ занятиямъ, асобьнна битве, кагда будьтъ
хадить на орды*. Тагда, кагда хадилъ, палюбилъ дочъ Дольскава* караля и жънился
на ней, да забралъ иё ва дварецъ. Расъ пришла къ ньму ва дварецъ талпа, плача,
нь хватаитъ на всехъ места для пахаты и паздбищъ для ската. Тотъ задумался, што
делать. Гаспажа заходитъ къ ньму и гаваритъ, што хватитъ сидеть на этай зьмле,
а пара взять сабли и стрелы, сабрать малатцовъ и искать другой зьмли. Тотъ
паслушалъ гаспажу, и тагда сабралъ самыхъ маладыхъ удальцовъ, девушъкъ и
гаспадаракъ, натъ какими удальцами былъ ваиводай, а девушкамъ и гаспадаркамъ
галавой была иво гаспажа, хадилъ па зьмле, где прайдётъ и захватитъ землю, тамъ
ставилъ сваихъ ваиводъ управлять теми мьстами, какими гарадами авладьвалъ,
давалъ имъ другие названия, падобные имьнамъ гарадовъ въ Край зьмле, такъ
паступалъ съ реками и съ марями, штобы дружыне была какъ на Край зьмле. Кагда
захватилъ многа зьмли и иму надаела ужэ хадить, спрашываитъ гаспажу, гадитца ли
иму сабрать ваиводъ ы тагда падьлить землю, каторую захватилъ зъ дьвятью
бальшыми гарадами, штобы бросить жребий каждаму управлять той зьмлёй; на каво
падётъ жребий, а иму быть надъ ними первымъ ваиводай и рьшать всё, што да ньво
дайдётъ. Гаспажа на то нь сагласилась и сказала иму, што нужна ищо хадить па
зьмле, пака нь встретятъ такие горы, какъ Дольские, и, захвативъ ихъ, тамъ
асядутъ, да паставятъ гарада и сёла, а другие ваиводы сядутъ па палямъ, а онъ
въ гарахъ и, какъ въ Край зьмле ваиводы жыли въ гарахъ при Дольскамъ карале, да
искали у ньво суда и учылись какимъ-либа занятиямъ, такъ и тьперь ваиводы пусть
являютца къ ньму въ горы и учатца чъму бы та ни была у ньво. Тагда онъ
паслушался гаспажы и искалъ такие горы, пака ни дашолъ въ Доспатъ, каторая
тагда была пуста, но онъ паставилъ гарада и сёла и засьлилъ, а въ память такихъ
горъ въ Край зьмле, назвалъ иё Бела гора и Белюръ горы, въ каторые тагда, кагда
засьлили и вьзде стали известны, начали прихадить съ Края зьмли Доли, каторые
учыли народъ всякимъ занятиямъ. Аттаво начали верить, што самъ Бохъ спускался
въ горы и учылъ людей чъму-нибуть. А атъ таво ваиводы Помаша стали мы и вьдёмся
атъ памашскава рода, ищо кагда у насъ были цари; удалей насъ не была, патаму
што имъ памагали Доли, но какъ гаварилъ мне дедъ, што кагда-та ищо вьрнутца къ
намъ те залатые годы, въ каторые нашы сынавья пакажутъ удаль, каторай все
устрашатца.
- Кагда шли нашы деды па той зьмле, не была ли у нихъ письма или книхъ?
- Дружыщэ, баринъ, а чомъ ищо ты мьня спрашываишъ, вьдь гаварилъ ужэ тьбе, што
ани были самыми учоными въ то время. Дедъ мне рассказывалъ, што у нихъ были
учытьля, каторые имъ калоли жэртву…да гаварили што настаньтъ. Той веры была
многа книгъ, но въ самамъ высшъмъ пачоте были песни, каторые ани пели, кагда
выхадили на рать и кагда на нихъ нападала какое-нибудь зло. Учытьль пелъ и
калолъ жэртву для Бога, а девушки свистели въ свирели и управлялись съ
хазяйствамъ. Какъ хочъшъ, баринъ, а ушъ паверь, што нашы деды таво времьни были
были самыми учоными на зьмле, и все другие прихадили, штопъ спрасить у учытьлей
какъ што делать.
- Нь слышалъ, где-нибуть пападалась что-нибудь атъ техъ книгъ или свиткавъ?
- Дедъ мне гаварилъ, што такие книги были въ каждамъ сьле въ Доспате, пака нь
пришли инаверцы. Тагда нашы враги сильна притьснили дедавъ съ верай, такъ, што
никто изъ малатцовъ ни храбрастью, ни удалью нь могъ взять, начали зжыгать те
старые книги, асобьнна прежней искуснасти; тагдашний нашъ царь издалъ указъ, у
каво найдутъ те старые книги, то таво накажутъ смертью. Тагда некатарые противъ
царскава павьления устроили васстание, но царь съ помащъю враговъ пьрьсилилъ
ихъ и разагналъ; адни прьтпачли аставить атецъства, но нь веру, и разашлись па
разнымъ землямъ, а другие тайна хранили старую веру и книги. Такъ расправились
нашы враги, штобы нь апасатца нашыхъ дедавъ, но дастигньмъ жэ верай таво, чъво
удалью не смагли и сахранимъ жэ нашу чэсть ва всёмъ, што изъ насъ праизашло, и
патомъ ищо прийдётъ время, кагда нашы дети патомъ вазьмутъ верхъ, патаму што и
Богъ нь даётъ сагласия, штобы правили толька те, атъ каторыхъ всё праизашло на
зьмле.
- Нь знаишъ ли, тьперь есть где-нибуть скрытые такие старые книги?
- Можътъ и есть где скрытые такие книги па землямъ, каторые учытьля укрывали па
странамъ, штобъ нь нашли ихъ враги. Пять летъ назадъ мне рассказывалъ кое-кто
исъ сьла Дьовленъ, што, кагда строилъ хату, выкапалъ адинъ сундукъ для пуль; въ
томъ сундуке ничъво не была, кроме пьти кожаныхъ книхъ, каторые, онъ вытащылъ и
паказалъ учытьлю. Тотъ иму сказалъ, штопъ крепка хранилъ и никаму нь давалъ, а
держалъ ихъ дома, пака нь прийдётъ за ними кто-та изъ Масковскай зьмли, и дастъ
ищо за нихъ многа деньгъ, и акажътъ бальшой пачотъ, што въ иво доме нашлись
такие старые книги ищо съ
таво времьни, кагда нашы деды были въ Край зьмле. Приятель, какъ научылъ иво
учытьль, да сьводняшньва дня хранитъ ихъ въ сундуке и держытъ иво закопаннымъ
въ адномъ месте въ доме, съ техъ поръ, какъ выкапалъ иво изъ зьмли, прашло,
можътъ, летъ дватцать. Другой приятьль исъ сьла Баня гаварилъ мне,, што кагда
оралъ ниву нашолъ адну мальнькую пьщэрку, въ каторай была многа чълавечъскихъ
кастей, а срьди нихъ былъ сундучокъ изъ жълеза, въ каторамъ были залатые
перстни, серьги и ажърелья, и две очънь бальшые книги, те перстни и другие
драгацэннасти онъ павытащылъ, а книги аставилъ тамъ и привёлъ учытьля исъ сьла,
штопъ тотъ пасматрелъ ихъ и прачыталъ. Учытьль ничъво нь смогъ панять, атъ таво
|
|