|
10. Знай, же что пракрити — заблуждение и великий владыка — творец
заблуждения, Весь этот мир пронизан существами — его членами.
11. Постигнув того, кто единый властвует над каждым лоном, в котором все
это соединяется и разъединяется, — Этого владыку, подателя благ, досточтимого
бога, (человек) приходит к бесконечному покою.
12. (Тот), кто повелитель и творец богов, всеобщий владыка, Рудра,
великий мудрец, Увидевший возникающий золотой зародыш, — да наделит он нас
(способностью) ясного постижения.
13. Кто властитель богов, в ком пребывают миры, Кто правит этими
двуногими и четвероногими — какому богу совершаем мы жертвенное подношение?
14. Познав (того, кто) тоньше тонкого, (пребывающего) в средоточии
беспорядка, всеобщего творца, многообразного, Единого, объемлющего вселенную,
приносящего счастье, (человек) идет к вечному покою.
15. Поистине, он хранитель мира во времени, всеобщий властитель, скрытый
во всех существах, В котором соединены мудрецы-брахманы и божества. Познав его
так, (человек) рассекает узы смерти.
16. Познав тончайшего, подобного пленке на краю очищенного масла,
приносящего счастье, скрытого во всех существах; Познав единого бога,
объемлющего вселенную, (человек) освобождается от всех уз.
17. Этот бог, созидатель всего, великий Атман, постоянно пребывающий в
сердце людей, Постигнут сердцем, мыслью, разумом. Те, кто знает его, становятся
бессмертными.
18. Когда нет тьмы, то нет ни дня, ни ночи, ни сущего, ни несущего —
(есть) лишь один, приносящий счастье. Это — непреходящее, это — желанное
(сияние) Савитара, и от него простираются древние наставления.
19. Ни сверху, ни поперек, ни в середине (никто) не охватил его; Нет
подобного ему, чье имя — "великая слава".
20. Образ его незрим, никто не видит его глазом; Те, кто сердцем и
разумом знает его, пребывающего в сердце, становятся бессмертными.
21. "Нерожденный!" — с такой (мыслью) человек прибегает (к тебе). О Рудра,
пусть твой лик, что благосклонен, всегда охраняет меня.
22. Не вреди нам ни в детях и потомстве, ни в нашей жизни, ни в наших
коровах, ни в наших конях, Не губи в гневе наших мужей — ведь непрестанно мы
взываем к тебе, совершая подношения.
Пятая часть 1. В непреходящем, высшем, бесконечном Брахмане, где скрыты
двое — знание и незнание, Незнание — непрочно, знание же — бессмертно. Кто
властвует над знанием и незнанием, тот — другой.
2. (Он — тот) кто единый властвует над каждым лоном — над всеми образами
и всеми лонами; Который носит в мыслях возникшего вначале красного риши и
глядит на него, рожденного.
3. Этот бог, простирающий одну за другой многочисленные сети, стягивает
их в этом поле. Так владыка, вновь сотворив господ, осуществляет господство над
всеми — великий Атман.
4. Как сияет солнце, освещая все страны света — сверху, снизу и поперек,
Так и этот бог, желанный, чтимый, единый, властвует над (всеми) существами,
рожденными из (материнского) лона.
5. (Он) — всеобщее лоно — (тот), который дает созреть собственной природе
и который растит все, что способно созревать, Властвует над всем этим миром —
единый, что распределяет все качества.
6. Это скрытое в ведах, скрытое в упанишадах; Брахман знает это лоно
Брахмана. Те боги и риши, которые вначале знали это, поистине, обрели это и
стали бессмертными.
7, (Но) тот, кто наделен свойствами, совершает действия, (несущие) плоды,
и, поистине, вкушает содеянное им. Он, наделенный всеми образами, тремя
свойствами, тремя путями, повелитель жизненных сил, блуждает, согласно своим
действиям.
8. (Он — тот,) что величиной с большой палец, видом подобен солнцу,
наделен волей и самосознанием, (Но), благодаря свойствам (способности)
постижения и свойствам тела, кажется размером меньше даже, чем острие шила.
9. Как часть сотой части кончика волоса, разделенной на сто, Следует
распознавать это существо, — и оно способно быть бесконечным.
10. Он не женщина и не мужчина, он и не бесполый. Какую телесную
(оболочку) он принимает, тою и охраняется.
11. Благодаря воле, осязанию, зрению, заблуждениям, изобилию еды и питья
рождается и растет тело. Соответственно (своим) действиям, наделенный плотью
принимает постепенно (разные) образы в (разных) состояниях.
12. Благодаря своим свойствам, наделенный плотью выбирает многочисленные
образы — грубые и тонкие; Вызывая соединение с ними, благодаря свойствам
(своих) дел и свойствам тела, он кажется другим.
13. Познав безначального, бесконечного, (пребывающего) в средоточии
беспорядка, всеобщего творца, многообразного, Единого, объемлющего вселенную,
бога, (человек) освобождается от всех уз.
14. Кто знает постигаемого сердцем, бестелесного, творящего бытие и
небытие, приносящего счастье, Бога, творящего элементы, — те оставляют (свое)
тело.
Шестая часть 1. Одни мудрецы говорят в заблуждении о собственной природе,
другие же — о времени. Но лишь величие бога в мире — то, чем вращается колесо
Брахмана.
2. (Тот), которым постоянно покрыт весь этот (мир), кто мудр, творец
времени, наделен свойствами, Под властью того развертывается действие — (то,
|
|