|
6. Когда солнце восходит на востоке, лучи его будят жизненную силу на
востоке, когда оно освещает юг, то приносит жизнь югу. На западе, на севере,
вверху, внизу и посередине повсюду солнце лучами своими пробуждает жизнь.
7. Всюду проникшая разнообразная жизнь эта восходит, как огонь; об этом
восхождении поет гимн:
8. "О Многоликий, Золотой, Всеведущий, горний приют, тепла и источник,
свет Единый. Стократный, с тысячью лучами, как жизнь творений — солнцем Ты
восходишь".
9. То есть Творец! В нем две стези, — южная и северная. Приносящие жертвы,
делающие добро и исполняющие обряды достигают лишь мира луны; они должны снова
вернуться на землю. Знающий это и желающий иметь потомство, выбирает южную
стезю, стезю отцов, она — Раи.
10. Шествуя по северному пути и стремясь к Атаману подвигом, воздержанем
и верой, достигаешь солнца. Оно основа жизни, бессмертие, бесстрашие, высшая
цель, откуда возврата нет, оно исход(6). О чём говорит тот стих:
11. "Отцом зовут его иные, живущие высоко над небом к югу, он
пятиснопный(7) и двенадцатиликий(8). "Другие называют всеведущим его, живущим к
северу, имеющим шесть спиц и семь колес(9).
6. Nirodha, конец, ring pass not (не-преступи-кольцо).
7. Пять времен индусского года.
8. 12 месяцев.
9. 7 планет.
12. Месяц есть Творец! Темная его половина — Раи, светлая — Прана. Знающий
это совершает жертвы во время светлой половины, незнающий — во время темной.
13. День — ночь есть Творец! День — Прана, а ночь Раи. Кто днем отдается
страсти любви, теряет свою силу; закона же не преступают предающиеся ей ночью.
14. Пища есть Творец! Она производит семена, из семян же рождаются
создания.
15. Кто исполняет указание Творца, тот становится отцом. Мира же Брахмы
достигает и в нем пребывает тот, кто живет в подвиге и в воздержании.
16. Тот вступает в мир Брахмы, в ком нет ни обмана, ни лжи, ни лукавства.
Вопрос второй 1. Затем Бхаргава Вайдарбхи спросил: "Скажи, Учитель,
сколько богов заботятся о созданиях, сколько из них озаряют тело? Кто из них
наивысший?"
2. Святой ему ответил: "Эфир(10), а затем воздух, огонь, вода, земля, речь,
манас, зрение и слух заботятся о созданиях и озаряют их тела. Однажды они все
заспорили между собой, говоря: "поистине одни мы, заботой поддерживаем тело".
3. На это им высшая Прана возразила: "Не предавайтесь заблуждению; это я,
разделившись на пять частей(11), поддерживаю и освещаю это тело".
10. Т.е. боги, символизирующие, стоящие во главе сил в природе и человеке.
11. Пять жизненных духа или части Праны суть: Prana, Apana, Vyana, Samana,
Udana.
4. Но они ей не поверили. Тогда Прана стала подниматься, чтобы уйти из
тела, и все были вынуждены следовать за ней. Но когда Прана остановилась, то
они все приостановились. Как пчелы улетают вместе со своей царицей и вместе с
ней остаются, так было с речью, манасом, зрением, слухом. И все они, убежденные
стали восхвалять Прану:
5. "Она — горит огнем, и солнцем блещет, и льет дождем, и дары раздает.
"Она — земля и воздух, боги, Раи, что есть, что не есть и что вечно будет.
6. Как спицы в горниле, так скреплено все в Пране. "Риг, Яджур, Сама-Веды
и жертвы, сила, мудрость!
7. "О Прана, создателем творений живешь в утробе ты и ты рождаешь все.
"Созданья все — твои, тебе дары приносим, ты пребываешь в жизнях всех.
8. "Богам передаешь ты наши жертвы, дары передаешь отцам. "Ты — подвиги
Ситы(12) и истина Atharvaugissas(13).
9. "Великий Индра(14) ты и Рудра(15) — покровитель, как солнце катишься
по небу, светил всех повелитель.
10. "Когда дождем исходишь ты, созданья оживают: "Нам будет пищи вдоволь,
радуются творения.
11. "Никем не посвященный, источник откровений, весь мир ты создаешь,
"Дары тебе приносим, о Матарисван(16), ты — наш отец!
12. Верная жена Рамы, героиня Рамаяны.
13. Гимны Атхарва-веды.
14. Царь богов, громовержец.
15. Бог пламенной сферы, Шива.
16. Вещая птица, принесшая на землю небесный огонь.
12. Отчасти в речи ты живешь, отчасти в слухе, зрении, мысли. "Пусть нам
они все будут благосклонны, не покидай же тела ты!
13. "Праной живи весь этот мир и даже то, что в небе. "Как сына мать,
оберегай ты нас и дай нам сил и мудрость".
Вопрос третий 1. Затем Каусалья Аизвалаяна спросил: "Скажи, Учитель, откуда
|
|