|
деятельности.
31. А ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бедер и
ступней [соответственно] брахмана, кшатрия, вайщия и шудру.
32. Разделив свое тело, он стал посредством [одной] половины мужчиной,
[другой] половины - женщиной; от нее тот Владыка произвел Вираджа *.
33. Но знайте, достойнейшие из дваждырожденных, что я, которого создал
сам мужчина Вирадж, исполнив покаяние, творец всего этого [мира].
34. И я, желая произвести существа, совершив весьма трудный для
исполнения аскетический подвиг (tapas), создал сначала владык существ
- десять великих риши:
35. Маричи, Атри, Ангираса, Пуластью, Пулаху, Крату, Прачетаса,
Васиштху, Бхригу и Нараду.
36. Они создали семь других Ману, преисполненных блеска, богов,
местопребывания богов * и великих риши, обладающих неизмеримым
могуществом,
37. якшей *, ракшасов *, пищачей *, гандхарвов *, апсар *, асуров *,
нагов *, змей, супарн * и разные сонмы предков *,
38. молнии, громы и тучи, полные и неполные радуги, метеоры, небесные
шумы, кометы и различные небесные светила,
39. киннаров *, обезьян, рыб, различных птиц, домашний скот и диких
животных людей и плотоядных животных с двумя рядами зубов,
40. червей и насекомых, молей, вшей, мух, клопов, всех жалящих и
кусающих и недвижущихся разного рода.
41. Таким образом, все это-недвижущееся и движущееся - было
произведено этими, обладающими великой душой, посредством аскетизма и
по моему повелению, согласно карме *.
42. Какого рода деятельность установлена здесь* для каких живых
существ, это я подлинно объявлю вам, а также способ рождения.
43. Домашний скот и дикие животные, плотоядные с двумя рядами зубов,
ракшасы, пищачи и люди - живородящие.
44. Рожденные из яйца - птицы, змеи, крокодилы, рыбы с черепахами и
разряды [животных], которые рождены на суше, а также в воде.
45. Рожденные от теплоты - жалящее и кусающее, вошь, муха, клоп и
другое подобное, которое рождается от пота.
46. Все растения, размножающиеся посредством семени или стебля, растут
из отпрыска; однолетние растения-[те,. которые], принеся много цветов
и плодов, погибают после созревания плода.
47. Те, которые дают плод, не давая цветов, называются ванаспати
(vanaspati), но приносящие цветы и плоды называются врикша (vrksa).
48. Различные кустарниковые (gucchaguirna) растения, а также разного
рода травы, вьющиеся и ползучие растения произрастают от семян и
стеблей.
49. Окруженные темнотой, имеющей многие виды *, - следствием кармы -
они наделены самоощущением и исполнены наслаждений и страданий.
50. [Таковы], начиная с Брахмы и кончая этими [растениями], упомянутые
состояния в этом всегда страшном, постоянно движущемся круговороте душ
*.
51. Так все это и меня создав, он, чье могущество непостижимо,
погрузился в самого себя*, неоднократно выжимая время временем *.
52. Когда он, божественный, бодрствует, тогда этот мир находится в
движении; когда он спокойно спит, тогда все спит.
53. Когда он спит в этом спокойном состоянии, одаренные телом
существа, по природе деятельные, отвращаются от своих дел и разум
(manas) расслабляется.
54. Когда же они одновременно погружаются в тот великий атман, то он -
душа всех существ - мирно почивает в совершенном спокойствии.
|
|