|
152. Они, преисполненные гнева, спросили относительно этого богов.
Боги же, собравшись, сказали им: "Дитя обратилось к вам правильно".
153. Несведущий действительно является ребенком, обучающий Веде
(mantrada) является его отцом, ибо всегда говорили несведущему "дитя",
а обучающему Веде - "отец".
154. [Величие достигается] ни летами, ни сединами, ни богатством, ни
родственниками.. Мудрецы сотворили дхарму: кто знает наизусть
[священные тексты] (anucana), тот для нас велик.
155. Старшинство у брахманов [зависят] от знания, у кшатриев - от
доблести, у вайщиев - от богатства зерном и только у щудр - от
возраста.
156. [Человек] является почтенным не потому, что у него седая голова;
того, кто изучил Веды, боги считают почтенным даже если он юн.
157. Как слон, сделанный из дерева, как антилопа, сделанная из кожи,
так и брахман, который не учен: они трое [только] носители'
[соответствующих] имен.
158. Как кастрат бесплоден с женщинами, корова бесплодна с коровой,
как бесплоден дар невежде, так бесполезен брахман, не знающий
священных гимнов (гс) *.
159. Обучение существ^ благу должно производиться без причинения им
страданий *; речь же должна быть применена ревнителем дхармы приятная
и мягкая.
160. У кого речь и мысль чисты и всегда хорошо охраняемы, тот
приобретает всякий плод, даваемый Ведантой'".
161. Даже находясь в бедственном положении, пусть не уязвляет, не
вредит другим ни делом, ни мыслью; пусть не устрашает никого речью, нс
говорит непонятно.
162. Брахман пусть всегда боится почета, как яда, и всегда желает
презрения, как амриты *.
163. Ведь презираемый спит спокойно, спокойно просыпается, спокойно
Ходит в этом мире, [но] презирающий - погибает.
164. Дваждырожденный, очистившийся этим в надлежащем порядке, живущий
в доме гуру, пусть постепенно накапливает [религиозную заслугу,
исполняя] обет (tapas), предписанный для изучающих Веду.
165. Посредством особых аскетических подвигов и различных обетов,
предписываемых правилами, дваждырожденным. должна быть изучена вся
Веда* с Упанишадами (rahasya).
166. Лучший из дваждырожденных, желающий совершить аскетические
подвиги, пусть всегда изучает Веду, ибо изучение Веды считается в этом
мире высшим подвигом брахмана.
167. Именно тот дваждырожденный до кончиков ногтей: совершает высший
аскетический подвиг, кто, даже нося гирлянду, ежедневно читает Веду,
как только он может.
168. Тот дваждырожденный, который, не изучив Веду, прилагает старание
к другому [делу], уже при жизни быстро идет вместе с потомками к
состоянию щудры.
169. Согласно наставлению священного откровения для. дваждырожденного
первое рождение - от матери, второе - при повязывании поясом из травы
мунджа, третье - при посвящении на совершение жертвоприношения *.
170. При этом для него рождение от Веды (brahmajanman) [то], которое
отмечено повязыванием пояса из травы мунджа, при этом его мать -
"Савитри", отцом же считается учитель (асагуа).
171. Учителя считают отцом [ученика] вследствие того, что он дает
Веду, ибо никакой обряд не исполняется при этом, до повязывания пояса
из травы мунджа.
172. Так как он равен шудре до тех пор, пока не родился от Веды, [то]
пусть не произносит ведийских текстов, кроме [употребляемых] в
поминальных обрядах.
|
|