|
86. Четыре пакаяджны * вместе с жертвоприношениями, предписанными
правилами Веды, - все вместе нс равняются шестнадцатой части
жертвоприношения, состоящего из шепотом произносимых [молитв].
87. Только произнесением молитвы шепотом брахман может достичь цели -
здесь нет сомнения; совершает он или не совершает иное, [истинным]
брахманом считается дружественно относящийся [к живым существам] *.
88. Мудрому надо старательно обуздывать органы чувств, вступающие в
контакт с соблазнами внешнего мира. как вознице - коней.
89. Те одиннадцать органов, которые в древности объявили мудрецы, я
точно назову как полагается [и] в должном порядке:
90. ухо, кожа. глаза, язык и пятый - нос, задний проход, орган
рождения, рука и нога, а десятым считается [орган] речи.
91. Пять из них - уши и прочие - называют органами чувствования, а
пять - задний проход и прочие - органами действования.
92. Да будет известно, что разум (manas) - одиннадцатый, по своему
качеству он относится к обеим [группам]; когда он обуздан, -
становятся обузданными обе эти группы, состоящие [каждая] из пяти.
93. Вследствие привязанности [к чувственным удовольствиям, человек],
несомненно, идет ко греху (dosa), но, обуздывая их, - добивается
успеха *.
94. Желание никогда не угасает от наслаждения желанными предметами;
как огонь от возлияния масла, оно ещо больше возрастает.
95. Если кто-либо достигает всех этих [чувственных наслаждений] и
кто-нибудь отрекается от всех них, [то] отречение от -желаемых
предметов предпочитается приобретению.
96. Эти органы, греховные [вследствие привязанности] к чувственным
наслаждениям, можно обуздать не столько воздержанием, сколько
постоянным стремлением к знанию.
97. Ни [изучение] Веды, ни щедрость [в милостыне], ни
жертвоприношение, ни воздержание, ни аскетизм никогда не ведут к
успеху [человека], имеющего характер, оскверненный [чувственностью].
98. Кто слыша, прикасаясь и видя, вкушая и обоняя, не радуется и не
печалится, тот человек должен считаться обуздавшим чувства.
99. Но если один из всех органов ускользает [от контроля], то мудрость
* ускользает от него, как вода из [открытой] ноги меха.
100. Подчинив совокупность органов и подчинив также разум, он
достигает всех целей, [даже] не изнуряя усиленно тело *.
101. Пусть он стоит, нашептывая "Савитри" в утренних сумерках до
появления солнца, но в вечерние - сидит, до полного .появления звезд.
102. Если он стоит в утренних сумерках, нашептывая ["Савитри"], он
удаляет ночной грех, а сидя в вечерних [сумерках] - уничтожает грех,
содеянный днем.
103. Но кто не стоит утром и кто не сидит вечером, тотподобный щудре -
должен быть удален от всех обрядов (karman) дваждырожденных.
104. Обуздав себя, пребывая около вод, удалившись в лес,. пусть
внимательно читает "Савитри" [как] ежедневно повторяемый обряд.
105. При [изучении] дополнительных трактатов Вед* и [чтении текстов],
ежедневно повторяемых (naityaka), можно не соблюдать перерывов*, так
же как при [произнесении] мантр, сопровождающих огненное
жертвоприношение.
106. При [чтении текстов], ежедневно повторяемых, перерыва нет, так
как оно считается брахмасаттрой*; принесение жертвы в виде чтения
ведийских текстов (brahmahuti) - [равно] приношению на огне и
благочестиво [даже], когда [естественные явления, требующие] перерыва,
заменяют восклицание "вашат!" *.
107. Кто обузданный, чистый целый год повторяет для себя чтение Веды
согласно правилу, для того всегда течет молоко, простокваша (dadhi),
коровье масло и мед *.
|
|